Вот мы все – дети старой традиционной русской культуры. И все у нас, все наши мысли, все устои, все представления о добре и зле прибиты этой самой культурой в нашем разумении: каждая – на свою полочку. И лежи там, и знай свое место.
И среди всех этих штук на полочках – патриотизм. И в патриотизме том – чего там только нет. И страна родная необъятная, и березки, и цари–государи, и мощь имперская, и Печки-Лавочки, и широка страна моя родная, и Минин с Пожарским, и деревенька моя безымянная дальняя, и Пушкин с Тургеневым, и маршал Жуков, и деды с прадедами, и Гагарин, и Зоя Космодемьянская, и даже Кокованя с Колобком и Макаром Нагульновым.
В нашем патриотизме – всего без меры. И доставать его с полочки, крутить, рассматривать, пыль сметать, находить выщербинки там, трещинки, заделывать их, замазывать, на другую полочку пытаться его переместить – это, знаете ли, занятие не из легких.
Потому что опять же Бедная Лиза утонула, босой Ломоносов бредет за телегой в Москву, Пушкин – наше все, да и Достоевский в Баден-Бадене недолго протянул, и Гоголь на Родину возвращался, и белые генералы без России пили абсент и тосковали в Париже, и на Пискаревском родни нашей лежит несчетно, да и папа мой от Ленинграда до Вены с боями дошел, родил меня и с осколком в легком тут на Родине и помер, а в Израиль не уехал.
И, вроде, все просто и однозначно. Но вот ровно до тех пор, пока не начинаешь штуки все эти с полочек соизмерять с какими-то другими Смыслами.
А Смыслы эти берут и все твои уютные полочки перетряхивают.
В итоге, лежит посреди тебя такая куча казавшихся ранее важными и незаменимыми вещей, и ты их к подслеповатым глазам подносишь и понять не можешь, чего они, почему и зачем. И чего с ними дальше делать, и выкинуть жалко, нельзя даже выкинуть, родные они тебе, не можешь без них, не привык.
Да-а-а… В общем, в растерянности.
И вот откуда, я вам скажу, растерянность эта берется. Потому что это ж вне исторического контекста сказано, да мы и не знаем, какой там был контекст-то, но это ж точно каждому из нас и на все времена:
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:1-3).
И некоторые все еще думают, что это, мол, про то, что на Ближний Восток всем надо двигать и поскорее. Или, например, про Новую Могучую Россию, которую с колен надо поднимать.
Н-е-э-эт. Увы. Это не про Ближний Восток. И не про Россию. Это про Небесный Иерусалим. Про то, что двигать надо туда. Вот как.
И еще в другом месте, там помните, совершенно, вроде бы не про то:
«…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21).
Мы все утешаем себя, что это только про деньги все, про имущество. А это же вот не только про деньги. Это же вот про те самые полочки, про все, что там залежалось-завалялось-запылилось.
Про то, что перетряхивать их надо наши полочки, иначе не выйти нам из земли своей и не придти в Землю, Которую Он нам указал.
Я, чтобы меня до конца правильно поняли и ни в какой лагерь не записали, сразу скажу.
Всякая мысль о том, что Небесный Иерусалим имеет какую-либо иную земную прописку, ну, допустим, не Россия-Матушка, как думают патриоты России, а например, Европейский Союз, штат Массачусетс или остров вечной весны Мадейра, в чем уверены патриоты Евросоюза, Североамериканских Штатов и тропических островов, – это все тот же хлам, все из той же кучи.
«Синий черт ничем не лучше желтого черта», как говорил один классик примерно по такому же поводу.
Увы.
Продать. И раздать нищим.