Задолго до наступления Великого Поста его настроение, его звуки и образы, весь его строй начинает постепенно тебя захватывать, так что все эти три (или даже четыре) недели до Прощеного воскресенья ты уже невольно живешь с мыслью о приближающемся постном времени. И как бы ни играла природа весенними красками, как бы ни припекало днем, совсем уж по-весеннему, солнце, какие бы игры и развлечения не увлекали тебя, стараясь продлить такие вроде бы близкие и короткие Святки, первые же слова о мытаре Закхее на воскресном Евангелии заставляют подумать: пост уже близко.
Не знаю, как все это происходит с окружающими, но, думается, для всех, чья жизнь ограничена богослужебными вехами – субботняя всенощная и воскресная литургия – она этими вехами и определяется. Мы приходим в церковь для того, чтобы не только получить благодать и приобщиться к Таинствам, - мы насыщаемся звуками и образами, получаем очень много информации (говоря сегодняшним языком). И все это не должно быть впустую.
Сегодня многие люди, не привязанные к храму крепкими нитями традиции, а заходя туда лишь изредка, чаще случайно, соприкасаются с жизнью Церкви лишь эпизодически. И никогда не сложится из этих крохотных кусочков мозаики огромное величественное полотно живого церковного организма – от предания до настоящей ее жизни.
Я помню, что испытал это особенно остро еще в детстве. Бывало, стоишь на Литургии (особенно во время Евхаристического канона или Херувимской песни), в первой половине удивительного по красоте Трапезного храма (в переднем приделе преподобного Сергия). Слева и справа от тебя – громадные клиросы с певчими. Прямо – прекрасный иконостас (как потом узнал, из разрушенного московского храма Николы Большой Крест). Зеленые ковровые дорожки на гранитном полу и на солее. Горят лампады пред образами, а солнечные лучи, пронизывая занавешенные окна, создают причудливое освещение во всем объеме храма. И вот, приводит монах какую-то «делегацию», человек 10-12. Как правило, обычные советские люди (реже – иностранцы). Их размещают цепочкой под клиросом, вперемешку с другими молящимися, но они здесь – особенные. Они экскурсанты, не паломники, хотя и такие же вроде бы с виду обычные люди. Они пристально вглядываются в облачение диакона, произносящего ектению, поворачивают головы вправо и влево на возгласы, а когда запевает вдруг хор, все разом оборачиваются и, буквально раскрыв рот, не просто слушают, а впитывают эту полнозвучную гармонию звучащей Литургии.
Я отвлекся… Бывало часто, придет такая «делегация», постоит немного, послушает диакона, и, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, ничего не понимая и явно тяготясь происходящим, собирается уходить. Но ты-то знаешь, что буквально через несколько минут начнут петь дивную «Херувимскую». Если они только застанут ее начало, только лишь начало, они не смогут уйти!
Детское сердце подсказывало верно: как только начиналось Божественное пение, сосредоточенная и непередаваемая по красоте и мощи молитвенная музыка, прекращалось всякое движение, разговоры и желание уйти. Даже у людей светских и совершенно нецерковных. Уйти было невозможно, потому что в миру этого не было! А где гарантия, что ты встретишь такое чудо еще раз в своей жизни?!
Помнится, как же радостно тогда было от того, что этих людей успели захватить, вовлечь в «сердцевину молитвы», показать и дать услышать самое сокровенное. Дальше за них было уже спокойно: семя легло в почву. Они своими ушами слышали Небесную гармонию, они сами смогли увидеть и прикоснуться к «раю сладости». Это останется с ними на всю жизнь и обязательно «прорастет» в дальнейшем – а как, это Господь только знает.
Так вот, это о детских впечатлениях. Но и сегодня искренне жаль людей, которые невнимательно «проходят по церкви», не останавливаясь, не прислушиваясь, не всматриваясь. Они очень многое теряют из того, что могло бы составить смысл их жизни и сокровищницу их души.
Конечно, сегодня труднее, может быть, с «инструментарием», чтобы так властно захватить человека из мира и погрузить его в церковную стихию – люди изменились, в том числе, и церковные. Да и Церковь, получив свободу, утратила, если можно так выразиться, некое «духовное напряжение», которое ей было свойственно в советские безбожные годы. Но сегодня много другого, положительного и дающего преимущества: океан духовной литературы, СМИ, интернет, приходская жизнь… Немного усилий и внимания к самому себе – и ты у цели, только стремись к ней! А вот это не всегда легко: много и соблазнов, и отвлекающих моментов, и прямо противоположных целей. Раньше этого всего не было…
Что же Пост, который Святые Отцы называли «весной души»? Разбуженная образами и приметами богослужений четырех недель (от Закхея до изгнания праотца Адама) душа человеческая трепещет и ожидает перемен, свежего воздуха и перемены жизни. Она уже готова сбросить с себя заскорузлые струпья греха и, очищаясь вместе с телом умеренностью во всем, расцветает на протяжении всех семи недель постного подвига.
«Господи Сил, с нами буди!..» - торжественно и мощно звучит церковная песнь после чтения Великого покаянного Канона св. Андрея Критского. И это так неожиданно ярко после грустных и тихих припевов на ирмосах: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Так и в нашей жизни: мы молимся о помиловании, а Господь – Господь Сил, Грозный, Судия Праведный, но и Милостивый к кающимся Владыка и Отец – близ есть. Он с нами, Он силен «изменить естества уставы», помиловать и пощадить грешника, вдохнуть в него новую, чистую и обновленную жизнь, преобразить его совершенно!
Лишь бы мы были внимательны к себе – и в оставшиеся дни Великого Поста, и в оставшиеся каждому из нас дни нашей земной жизни.
«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…» Помним, что конец не только временной жизни приближается к нам, но и конец жизни для греха, для суеты, для низменного и мелочного, что недостойно образа Божия в человеке. И тогда, если мы это помним, то воспоем: «Да пощадит тя Христос Бог!..» А если пощадит – то и удостоит Святой Пасхи, Светлого Воскресения Христова.
Весеннее время, весна души, весна Воскресения…