И любим же мы, люди, представлять Бога по своему образу и подобию. И выходит тогда у нас, что Он злой, сердится и хочет покарать нас за грехи. Такой Бог, жестокий и мстительный, получается, даже менее человечен, чем многие люди. Правильно говорил митрополит Антоний Сурожский: если бы было так, то Бога можно только бояться, но невозможно любить.
«Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18). А «совершенная любовь изгоняет страх». И даже рок-группа «Агата Кристи» поет об этом же: «Там, где страх, места нет любви».
И потом – такой образ Бога, скорее, соответствует ветхозаветному. А мы ведь уже живем в Новом завете, не так ли? Я часто ловлю себя на том, что если не выполню все «как надо», съем шоколадку или яичко в постный день, уйду пораньше со службы или сокращу молитвенное правило, то Бог будет гневаться. А добрые дела надо совершать, чтобы «заработать» Его любовь, как-то искупить свое множество грехов. И где же здесь любовь? Увы, сплошное фарисейство.
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13:3). Слышите? Даже если я себя отдам в жертву, но без любви, то Бог этого не примет. Очень хочется дорасти до такой любви! Без нее ничто не имеет смысла. Ноль. Ничто. Она – и смысл, и цель. Она и первая ступенька, и последняя, царица добродетелей.
Помню, как сильно удивила свою знакомую, когда сказала ей о том, что Бог не хочет наших страданий. Для нее это стало настоящим открытием. Ну, подумайте сами: неужели Ему доставляет удовольствие мучить нас? Нужно уже усвоить крепко-накрепко, что наш Бог – Бог милосердия и всяческих щедрот, а не бог гнева и возмездия. Если бы Он хотел наказать или уничтожить весь мир, то давно бы уже это сделал.
Я не верю, что Господь оставит душу, которая отдала себя в Его руки. Да, она слаба, немощна, что-то не умеет, где-то ошибается, где-то ленится (да-да!). Но это Его любимая душа. Возлюбленная. Та, за которую Он пролил кровь. И душа отвечает Ему взаимностью и хочет быть с Ним, хотя и увлекается порой уходом в страну далече. Она уже сделала выбор: быть с Богом. И как бы ее ни унесло, в каких тяжелых боях она бы ни была ранена, все равно этот союз вечен и нерушим.
И глупо думать, что Господь хочет, чтобы она мучилась и чрезмерно «накручивала» себя. Накручивать может только дьявол. А Бог в душу будет стучаться легонько, тихо, деликатно.
Я думаю, что Он не оставит без внимания ни одного сердечного вздоха и мысли о Нем. Иначе – на что надеяться? Как говорил великий апостол Павел, делами закона не оправдается никакая плоть. Я надеюсь, что многого от нас и не нужно. Иначе я пропала. «Не называй Бога справедливым. Потому что если Бог справедлив, я погиб», – сказал великий учитель покаяния, преподобный Исаак Сирин. Я надеюсь, что Господь будет выискивать луковку, которую я подала Ему, ближнему или своей душе (помните эту замечательную притчу из романа «Братья Карамазовы»?). Не потому, что я ленива, а потому, что ничем большим, кроме луковки, похвастать и не могу. Время великих дел и великих подвигов ушло. Сейчас люди спасаются терпением. Об этом очень любил говорить старец отец Иоанн Крестьянкин.
Религия, концентрирующая человека на самом себе, своих грехах и зле в своей душе, – лжива, губительна и безблагодатна. Это вера эгоистическая или, я бы даже сказала, дьявольская. Ведь кто становится во главе угла? Я сам. Вот такой вот супергрешный, как любит шутитьигумен Петр Мещеринов. А какая я сам себе опора? Мягко кажем: слабенькая. Но если опираться на Бога, становишься всесильным. «Не говорите – не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: всё могу. Но не сам по себе, а в укрепляющем нас Господе» (святительФеофан Затворник).
Надо крепко-крепко зарубить себе на носу: каждый человек дороже всего на свете для Бога! Иначе зачем бы Ему понадобилось воплощаться на земле, жить среди людей и искать каждую душу, чтобы спасти и уврачевать ее? Зачем крест, страдания за людей и взятие на Себя грехов человечества?
Мне кажется, что совершенная любовь рождается из полного предания себя в руки Божьи. От отсутствия боязни, что что-то произойдет. А почему страх пропадает? Да потому что ты в надежных руках, Господь тебя не бросит и не подведет. А если случатся трудности, неприятности, Он Сам даст силы на их преодоление, проведет тебя за руку сквозь них.
Вы спросите, если все так хорошо и прекрасно у человека с Богом, то где же место покаянию? Но и покаяние можно понимать по-разному. Если это активное изменение и благодатное, радостное обращение к Богу, вИдение себя в Его свете, то такое состояние становится путем преображения души. Если же покаяние превращается в самоедство, нужно просто переключиться или посмеяться над собой.
Православие – религия радости, а не мрака и серости. Чувствуете? Само слово православие очень светлое и настраивает на торжество и ликование.
Для печали нет причин! Как сказал в «Братьях Карамазовых» наш любимый Федор Михайлович: «Для счастья созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: “Я выполнил завет Божий на сей земле”. Да что там Федор Михайлович! Даже современный рок-певец Николай Носков это понимает:
Я однажды проснусь, а вокруг мир другой: Светел, чист, бесконечно прекрасен. А на троне высоком царица-Любовь, А на меньшее я не согласен. Не согласен!
Газета «Саратовская панорама» № 11 (1041)