Избрав Свой путь в Вифанию к умершему Лазарю, Он уже знает, что после четверодневного воскрешения оного первосвященники окончательно решат убить Его как чудотворца, подрывающего идеалы национального единства, антиримского повстанческого патриотизма и религиозной идентичности.
И всё же не оставил тело Своего друга, оплакиваемого родными, разлагаться в пещере, не пошел иной дорогой в Иерусалим.
Но пошел именно той, что вела Его на Голгофу.
И каждый шаг по ней был схваткой с врагом.
Посрамляя искусителя в пустыне, умножая веселье на свадьбе в Кане Галилейской, проповедуя и на горе, и в городах и весях, исцеляя больных, воскрешая мертвецов, изгоняя бесов, принимая покаяние воров, жуликов, неверных жен и мужей, проституток и убийц, даруя благодатную власть ученикам, Христос благовествует о Царствии Божием, пришедшем в силе.
Но все эти события аукались всё большим раздражением книжников и фарисеев, первосвященников и первых светских лиц Израиля. И не без подсказки слева это нарастающее раздражение облекалось в формулировки обвинений в кощунстве, дескать, Он делает Себя Богом. И в бешеное желание предать обвиняемого самой позорной и мучительной казни, да еще и от рук язычников.
Но Господь идет именной этой дорогой. Призывая Лазаря из сени смертной и Закхея из мглы греховной – к новой жизни, от которой к тому времени отпал Иуда, одержимый тщеславием, обидами и корыстью.
Осмеянный в пустыне диавол провоцирует Спасителя через людей, глумящихся над Ним, и через учеников, предающих Его.
А Господь побеждает Своей любовью все эти соблазны и козни. Шаг за шагом становясь, по мысли святителя Кирилла Иерусалимского, рвотным для того древнего дракона, что поглощал души всех живущих на Земле.
И в час Своей смерти, в которую Он сходит с молитвой о палачах, Господь являет аду Свой Лик, сокровенный дотоле за завесой плоти. Лик Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, чтобы вырвать людей из-под власти смерти и отворить им Небо. И ад умирает, отпуская томившихся в нем узников на свободу – к предожиданию грядущего всеобщего воскресения.
Именно эта перспектива Креста и Пасхи открывается сегодня перед Спасителем, идущим вместе с учениками в Вифанию, где только что похоронили тяжело болевшего Лазаря и теперь оплакивают его.
Иеромонах Димитрий (Першин)