Из дворца фараона в пастухи
Святой пророк Моисей родился в Египте у супружеской четы из колена Левиина — Амрама и Иохавед, в крайне неподходящее для новорожденного еврейского мальчика время. Это был, предположительно, период правления фараона Рамсеса II, когда положение евреев в Египте ухудшилось до состояния катастрофического. Со времен Иосифа Прекрасного, который был главным советником фараона, прошло более трехсот лет. Это были годы тяжелой борьбы египтян против племен семитского происхождения; неприязнь к захватчикам перешла потом и на евреев, также семитов, и ко времени рождения Моисея за ними был окончательно закреплен статус рабов.
Рамсес II вел обширные строительные работы. Планы его были грандиозны, и, чтобы их осуществить, использовался труд сирийских и еврейских рабов. Но поработить евреев уже казалось фараону недостаточным. Он тайно повелел повивальным бабкам умерщвлять при родах всякого еврейского младенца мужского пола. Однако богобоязненные повитухи тихо саботировали это зверское повеление под тем предлогом, что еврейские женщины рожают быстрее, чем к ним приходит такая медицинская «помощь». Тогда фараон отдал открытый приказ умерщвлять всякого еврейского младенца мужского пола. Казалось, Моисей, как и многие другие его ровесники, был обречен. Но тут в его жизни произошло первое чудо. Мать Моисея положила дитя в осмоленную корзину и оставила ее в зарослях тростника у берега Нила. Там младенца случайно нашла дочь фараона. Она решила воспитать ребенка у себя, а в кормилицы — еще одна милость Божия — выбрала родную мать младенца.
Мальчика нарекли Моисеем, что означает «извлеченный из воды». Он вырос в довольстве и достатке, получил лучшее по тем временам образование. Воспитанника дочери могущественного правителя, без сомнения, ждала блестящая карьера при дворе и беззаботная жизнь, однако он сделал другой выбор. Важно отметить, что хотя Моисей не имел опыта рабства, он всем сердцем сочувствовал судьбе своих угнетенных соплеменников и единоверцев. Но что он мог изменить? Однажды, пытаясь защитить одного из евреев от жестокого обращения, Моисей убил надсмотрщика. Произошедшее не удалось сохранить в тайне. Вскоре до будущего пророка доходит весть, что его ищет дворцовая стража. Не дожидаясь худшего, он бежит в пустыню. Бежит не только от страха перед карой, но и потому, что не может видеть свой народ в таком униженном состоянии. Пасынок фараона превращается в беглеца.
Моисей ушел на восток от Египта, где встретился с мадиамским племенем. Дочь мадиамского священника — Сепфора — стала его женой и родила ему двоих сыновей — Гирсама и Елиезера. Так воспитанник фараона стал простым пастухом. Сорок лет такой жизни дал Господь Моисею, чтобы подготовить его к подвигу веры.
«Я буду с тобою»
Призвание Моисея на служение происходит, когда он, восьмидесятилетний старик, даже не помышляет о том, чтобы вернуться в Египет и спасти своих единоверцев. Именно в этот момент Бог является ему у подножия горы Хорив в пламени, которое охватывает терновый куст, но не сжигает его. Бог говорит ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. <…> Я увидел страдания народа Моего в Египте <…> и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед <…> Итак пойди <…> и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 6–10).
Но как же это возможно? Кто может бросить вызов могучему властителю? Великий воин? Великий проповедник? Великий мудрец? Но Моисей не является ни тем, ни другим, ни третьим. Это кроткий, мирный, старый, доживающий свой век человек, к тому же, как он сам себя называет, не речистый (Исх. 4, 10). Кажется, что миссия невыполнима. Отчаяние Моисея столь велико, что он начинает возражать Самому Богу! Но Господь ободряет его чудесами, увещеваниями, а главное, обещанием: Я буду с тобою (Исх. 3, 12). И тогда Моисей задает Богу вопрос, который, как кажется, не имеет отношения к предстоящей миссии. Он спрашивает Господа: «Кто Ты? Как Твое имя?». На самом деле, Моисей спрашивает о главном: он хочет познать Бога. И Бог открывает ему Свое Имя. Бог произносит не одно слово, а целую фразу, которую трудно перевести на русский или любой другой современный язык. Латинский перевод Библии дает вариант «Я Тот, кто Я есть», в греческом переводе это выражение передается как «Я есть сущий». Впрочем, и эти переводы не отражают всей сложности фразы. По мнению ряда исследователей, ее следует перевести так: «Я Тот, кто Я буду». Но не просто «буду вообще», а «буду с вами». То есть Господь в Своем откровении дает Моисею великое обетование: Бог — это Тот, кто всегда с тобой. Оно перекликается с другим именем Божиим — Эммануил, которое означает «с нами Бог».
Бог открывает человеку Свое имя как великое сокровище, с которым нужно обходиться благоговейно. Впоследствии у иудеев возникнет запрет на произнесение имени Божия напрасно, то есть вне храма. Имя Божие почти никогда не произносилось после Вавилонского пленения и в эллинистическую эпоху. После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. иудеи совсем перестали его произносить и забыли его точное звучание. Мы не знаем, как оно звучало на горе Хорив. До нас дошли только четыре согласных звука. С точки зрения современной филологической науки, наиболее обоснованной огласовкой этого слова является форма «Яхве».
«И ожесточил Господь сердце фараона»
Моисей и его старший брат Аарон, который по велению Божию стал как бы устами своего «неречистого» брата, вступили в долгие переговоры с властителем Египта. Вначале они просили его отпустить евреев в пустыню на три дня, чтобы они могли принести достойную жертву в честь Бога евреев. В ответ на это египетские власти начали угнетать евреев еще больше, а те, в свою очередь, негодовать на… Моисея. Так что пророку пришлось иметь дело с недоброжелателями сразу с двух сторон: и с фараоном, и со своими собратьями.
Переговоры с правителем шли вяло и всегда по одному и тому же сценарию: он то соглашался на условия Моисея, то отказывался от своих обещаний. И тогда Господь явил Египту устрашающие знамения — египетские казни. Священные для египтян воды Нила наполнились кровью, померк свет Солнца, которого они почитают как бога Ра. На жителей Египта обрушились моровые болезни, на них ополчилась, кажется, вся земная тварь. Бог не запугивает этих людей — Он дает им наглядный урок бессилия языческих идолов и всемогущества истинного Бога. Казни, которые Господь посылает на Египет вначале, безвредны. Он устрашает, но не поражает — Он долготерпит. Но чем дальше, тем больше фараон упорствует в своей злобе. В Библии есть необычное выражение: И ожесточил Господь сердце фараона (ср.: Исх. 9, 12; 10, 20, 27). Оно может вызвать недоумение: неужели Господь специально вознамерился погубить этого человека? Все святые отцы, толкователи этого выражения, единодушно отрицают такое объяснение. Нет, Господь ожесточает фараона Своим долготерпением. Он раз за разом дает ему возможность уладить дело миром, но именно в свете Божественного милосердия скверна сердца фараона становится очевидна. Какие бы чудеса и знамения ни были показаны такому человеку, они могут породить только все более лютую злобу.
Фараон не назван в Библии по имени. Предполагается, что это был тринадцатый сын фараона Рамсеса II Мернептах. Но фараон — это не просто правитель — это бог Египта, собирательный образ языческого нечестия, олицетворяющий богоборческую сущность мира. И когда наступает время для последней — десятой — казни, Господь действует не через Своего кроткого пророка, а посылает в землю египетскую некоего Ангела, который умерщвляет всех египетских первенцев, в том числе и сына фараона, тем самым показывая, что его божественное могущество — такая же фикция, как божественный статус солнца, воды и животных.
Инструкция по спасению
Страшная казнь миновала детей Израиля. Для этого Господь дал Своему народу четкую инструкцию: Ангел обойдет стороной те дома, косяки которых крестообразно помечены кровью жертвенного агнца. Смерть проходит мимо того, кто искуплен жертвенной кровью агнца — таков смысл ветхозаветной Пасхи, да и само слово «Песах» означает «проходить мимо». Этот ветхозаветный праздник имеет прообразовательное значение: как древние евреи были спасены от действия Ангела-губителя искупительной кровью агнца, так и драгоценная Кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца (ср.: 1 Пет. 1, 19), избавляет нас от вечной гибели.
Наступает ночь исхода. Нужно спешить. Нужно запечь непорочного агнца с горькими травами, как повелел Господь, и съесть его всей семьей до восхода солнца, не оставляя ни кусочка, стоя в уличной одежде с посохом в руке. Эта трапеза соединяет евреев с Богом и символизирует начало новой жизни. Народ Израиля чает вступления в Землю обетованную. Они еще не знают, каким долгим и опасным окажется этот путь…
Продолжение следует
Газета «Православная вера» № 17 (565)