Протоиерей Максим Первозванский |
Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери. Церковный день начинается с вечера и заканчивается утром. Воспоминания Великого Четверга – это среда вечер – четверг утро. В четверг совершается Литургия Василия Великого, где поется тропарь Великого Четверга «Вечери Твоея тайные днесь Сыне Божий…» В Великий Четверг Господь наш Иисус Христос совершил вечерю со Своими учениками, преломив хлеб и благословив чашу с вином, и сказал: «Примите, ядите, сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя. Сие творите в Мое воспоминание». Это день установления Тайной Вечери. В этот день православные христиане по возможности стараются причащаться святых Христовых Таин.
В Четверг ради Литургии и Причастия можно выпить немного вина и есть пищу с растительным маслом.
Вечером начинается воспоминание Страстей Христовых. Совершается Утреня с чином чтения 12 Страстных Евангелий. Читается 12 отрывков из разных Евангелий в хронологическом порядке от момента выхода с Тайной Вечери, длинной и пространной беседы с учениками: «Аз есмь лоза истинная» из Евангелия от Иоанна. И заканчивается чтение 12 Страстных Евангелий чтением о том, как были приставлены стражи к приваленному камнем гробу погребенного Иисуса Христа.
Это одна из ключевых и важных служб всего года и поэтому надо на этом богослужении присутствовать. По благочестивой традиции четверговый огонь разносится по домам, где на притолоках, на окнах копотью выжигаются кресты. От этого огня зажигаются лампады в доме и стараются, чтобы они не угасали как можно дольше, до Троицы или хотя бы до Пасхи.
Пятница – воспоминание собственно Страстей Христовых. Утром совершаются Царские часы, на которых вновь читаются Страстные Евангелия. Но не в хронологическом порядке (неважно, от Марка, от Луки, по ходу событий). На первом часе читается Страстное Евангелие от Матфея, на третьем часе Страстное Евангелие от Марка, на шестом часе Страстное Евангелие от Луки, и на девятом – Страстное Евангелие от Иоанна.
В 14-00, как правило, совершается чин выноса Плащаницы. А вечером чин погребения Плащаницы. Это уже богослужение Великой Субботы. Завершается эта служба Крестным ходом. Он менее известен, чем Пасхальный Крестных ход, поскольку совершается не торжественно с колокольным звоном, а траурно. Чин погребения завершается обносом Плащаницы вокруг храма. Она полагается в центре храма и пребывает там всю субботу.
В Субботу утром вновь совершается большая служба, одна из самых длинных в течение богослужебного года. Совершаются часы, вечерня и Литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паремий. В древности во время чтения этих Паремий крестили оглашенных. Поэтому перед чтением Евангелия весь храм переоблачается в светлое. Служба заканчивается к полудню. После чего начинается приготовление к пасхальным торжествам, украшение храмов, если мы едем домой, мы украшаем дома.
В разных храмах могут быть разные практики. На мой взгляд, если человек постился весь Великий пост и причащался, нет никакой необходимости исповедоваться между Входом Господним в Иерусалим и Пасхой, если конечно что-то ужасное не совершите. Можно причащаться без исповеди. Если есть необходимость, можно приехать исповедоваться, только не надо себя любимого и священника погружать в пучину своих грехов. У вас весь пост был для этого. В Страстную седмицу мы должны сопереживать страстям Христовым.
На мой взгляд, в этот период необходимо причащаться на всех богослужениях, на которые вы приходите. И в Вербное воскресенье, и в среду, и в четверг, и в субботу, и в саму Пасху. Это центр церковного года. Ради этой недели мы и постились все 40 дней.
Пасхальная полуночница совершается в 23-30. В конце полуночницы Плащаница, которая находилась в центре храма, заносится в алтарь и полагается на Престоле, где она будет пребывать до Вознесения Христова. На ней совершается Божественная Литургия.
Ровно в полночь начинается Крестный ход. С пением «Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити» крестный ход обходит храм, иногда целый квартал, прилежащий к храму и останавливается перед закрытыми воротами храма. После пасхального начала и первых возгласов «Христос Воскресе!» ворота открываются, все входят в храм, где и начинается пасхальное богослужение.