ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 9-04-2015, 13:28

Источник информации

Тайная вечеря повсюду и навсегда

Проголосовать:
голосов: 0

Диакон Павел Сержантов – о чуде, которое произошло однажды и продолжается в Церкви каждый день.

Бывают чудеса громогласные. Бывают – тихие, почти повседневные. Тихость этих чудес не делает их чем-то второстепенным. Вот чудо Тайной вечери. Произошло оно за закрытыми дверями в уединенной комнате, где Христос собрал двенадцать Своих учеников на Тайную вечерю.

И это тихое чудо приобрело всемирно-исторический масштаб. Приобрело и не потеряло его за две тысячи лет. И никогда не потеряет, пока человечество живо.

Чудо во времени

Меня давно в Тайной вечери удивляет одно обстоятельство. Христос дает апостолам Святой Хлеб и тут же открывает им таинственную реальность: «Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов».

Почему так? Тело Христово будет ломимым на Голгофе, в Великую пятницу. И это совершается не в Великий четверг, когда Христос совершает Тайную вечерю, разве не так? Подождите, здесь многое необычно.

На Тайной вечери произошел некий выход из властного потока времени. Будущая голгофская жертва уже присутствует на Тайной вечери. Присутствует не как перспектива ближайшего будущего. А как таинственная реальность для Великого четверга. Будущее в настоящем…

С тех пор много веков прошло. Мы получаем тот же Святой Хлеб на Литургии и говорим Господу: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими».

Вслушаемся в эту молитву: «Сегодня, 9 апреля 2015 г. от Рождества Христова, приими меня, Сыне Божий, как причастника Твоей Тайной вечери, которую Ты совершил почти две тысячи лет назад». Как это понимать? О Тайной вечери в Евангелии мы читаем, что она была совершена, закончилась, и Христос с апостолами вышел из Сионской горницы.

Тайная вечеря давно закончилась! Как же она «продолжается» сегодня? Разве можно сегодня попасть на событие двухтысячелетней давности? – На такое чудесное событие попасть не поздно и сегодня. На Тайной вечери прошлое присутствует в настоящем…

Христос заповедал преломлять Святой Хлеб в Его воспоминание (Лк. 22:19). Апостолы исполняли Его заповедь, их преемники тоже хранят ее ревностно. Это не рядовое воспоминание о великом событии далекого прошлого.

Здесь больше. Посмотрим на Тайную вечерю и на Литургию. И увидим: будущее присутствует в настоящем, и прошлое – в настоящем.

Господь Иисус Христос преодолевает на Тайной вечери потоки исторического времени. Тайная вечеря причастна самой вечности, она оказывается «над временем». Из-за надвременного характера Тайной вечери в ней могут вместе соприсутствовать – настоящее, прошлое и будущее.

Тело Свое Христос преподает Своим ученикам в таком настоящем времени, в которое «стянуты» будущее и прошлое время.

В этом чудотворном настоящем времени чувствуется великая реальность на все времена, чувствуется всевременность. Тело и Кровь Христовы присутствуют на Земле навсегда. Скажем прямо, в Литургии сияет божественная вечность. Для этой вечности все времена проницаемы.

Живя здесь и теперь, мы можем действовать только в момент «теперь». Вечный Господь живет всегда и действует не только в настоящем, а во все времена.

Чудо в пространстве

Новый Завет повествует, как апостолы приобщились Тела и Крови Христовой в иерусалимской Сионской горнице и потом уже служили Литургию по разным городам и селениям.

Представим себе: по воскресеньям древняя Церковь собирается на Литургию, – одна община в Иерусалиме, другая в Антиохии, третья в Афинах. И в этих городах верующим преподается Тело Христово. Одно и то же Тело раздается практически одновременно, однако в разных городах. Как может Христос присутствовать Своим Телом во многих местах одновременно?

У нас в городе на одной улице стоят два храма, между ними метров 300. Литургия начинается в обоих одновременно, Христос дает Свое Тело и Кровь в двух рядом стоящих храмах одномоментно.

Это выход за пределы всем нам знакомой пространственной привязки. Я ограничен в пространстве, я могу телом быть только здесь и теперь. А у Господа воскресшего не так. Он может быть Своим Телом одновременно в тысячах православных храмов. Это разве не вездеприсутствие? Задумаемся о божественном вездесущии, когда мы готовимся к Литургии.

Более того. Обычный хлеб ограничен пространством: разделим его надвое, получим два хлеба меньшего объема. Когда же священник дробит Святой Хлеб на Литургии (допустим, на 80 частиц), чтобы преподать Его пастве, то Тело Христово остается одно. Не 80, а одно.

Частичек на алтаре становится 80. Каждая из них, даже едва заметная глазу, – целое Тело Христово. И все частички – это одно Тело Христово. Здесь реальность Тайной вечери выходит за пределы отношений между частями и целым – так же, как и за пределы пространственной привязки физических тел.

Божеское и человеческое

Тело и Кровь на Литургии представляют собой реальность более высокого порядка, чем обычное физическое тело. Христос Своим Телом присутствует в настоящем, в прошлом и в будущем, он действует в вечности. Он присутствует повсюду, в отдаленных городах на разных материках.

Тело и Кровь – «плоть и кровь» на языке Библии означает «человек». На Литургии мы приобщаемся Телу и Крови Христа, то есть – Его человеческой природе. И осознаем, что Он не просто человек. Он – Богочеловек. И еще Он – обоженный Человек. Через Его человеческую природу до нас достигают лучи Божества.

В нашем теле ежедневно происходит процесс усвоения полезных веществ. Мы вкушаем обычный хлеб, и он становится нашим телом. Христос на Тайной вечери совершил непостижимый творческий акт, Он напрямую сотворил Хлеб на трапезе Своим Телом.

На каждой Литургии Господь дает нам Свое Тело. Небесный Хлеб мы вкушаем не так, как едим обычный хлеб. Вкушая Хлеб Литургии, мы принимаем внутрь Тело Христово, принимаем Самого Господа Иисуса Христа. И это общение с Ним в таинствах делает всех нас, Церковь, – мистическим Телом Христа. Через Литургию мы сами являемся таинственным Телом Христовым.

Через таинства наши жизни соединены с жизнью Богочеловека Иисуса Христа. Тихое великое чудо.

pravmir.ru


 

В сюжете: диакон Павел сержантов Тайная вечеря Страстная пятница

 

Просмотров: 1 599
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru