Рассказ о страстях и Воскресении Христовом
Неделя страстей
Господь пришел в Иерусалим за неделю до иудейской Пасхи и Своего славного воскресения, и неделя эта была полна трудов, испытаний и страданий.
Первые три дня Страстной седмицы1 Спаситель беседовал со Своими учениками, учителями народа Израилева, а также с простыми людьми. Днями Иисус Христос пребывал в храме, где и учил людей – рассказывал притчи, пророчествовал о Царствии Божием, а ночами выходил за пределы города, чтобы скрыться от искавших убить Его. Завершились эти дни трагически – Господа предал один из Его ближайших учеников Иуда Искариот. За тридцать сребреников он обещал указать на своего Учителя первосвященникам при аресте.
В четверг Страстной седмицы, который Церковь именует Великим четвергом, Господь на Тайной Вечере установил Таинство Евхаристии. Он заповедовал верующим причащаться Его Тела и Крови, в которые при совершении Таинства в Церкви таинственно пресуществляется хлеб и вино. Об этом событии в своих Евангелиях засвидетельствовали святые Матфей, Лука и Марк (Мф. 26, 26–28; Лк. 22, 19–20; Мк. 14, 22–24). Завершением четверга Страстной седмицы стал арест Господа в Гефсиманском саду, а затем суд и поругание над Ним со стороны властей и духовных лидеров Израиля.
Самым скорбным днем для Господа, а вместе с Ним и для всей Церкви, стала Великая пятница. В этот день, после окончательного решения о Его казни, Христос был распят за пределами Иерусалима, на горе Голгофе. Вместе с Ним были распяты и два разбойника, и в этом исполнилось одно из пророчеств о Спасителе: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Завершением страданий Господа стала Его смерть на кресте, что ознаменовалось страшными и грозными событиями. В момент, когда Христос испустил дух, небо померкло, в храме Иерусалима разодралась надвое завеса, камни раскололись, многие гробы открылись и из них вышли ожившие праведники. Так завершился путь страданий Спасителя и вместе с этим приблизилось торжество жизни.
Во гробе, во аде
После того как распятый и умерший на кресте Христос был снят, умащен благовониями, обвит плащаницею и положен во гроб, Его противники предприняли все возможные меры, чтобы чудо воскресения не произошло. Они заложили гроб тяжелым камнем, упросили римского прокуратора Понтия Пилата выставить охрану, запугали преследованиями и разогнали учеников Господа. Фарисеи и первосвященники для большей надежности даже опечатали гроб Господень печатью Синедриона. Казалось бы, что всего этого достаточно.
Однако силу Божию, которой обладал Богочеловек Иисус Христос, нельзя было сдержать не только земными печатями, но даже вратами ада.
В то время, пока Его тело пребывало во гробе, душа Его спустилась в ад, к душам тех праведников, которые пребывали в нем со времен Адама и ждали прихода обещанного Спасителя. Сойдя в преисподнюю, Господь проповедовал находящимся там благую весть о спасении человечества, а после вывел души праведных в Царство Небесное.
Об этом свидетельствовал святой апостол Петр: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3, 18–19). Сказать подробнее о том, что происходило в эти дни с телом и душою Господа мы не можем, так как, несомненно, сама тайна воскресения от нас скрыта Самим Богом.
В месте Своего погребения Христос пребывал три дня – с вечера пятницы до утра воскресенья, когда и произошло самое главное чудо в человеческой истории.
Самое главное чудо
По прошествии субботы, в ночь на воскресенье Господь, силою Своей Божественной природы и таинственно для человеческого понимания, воскрес из мертвых. Это событие стало завершением и одновременно реализацией всех ветхозаветных обетов, касающихся воскресения Спасителя. Тело Господа не просто воскресло – оно преобразилось. При этом Сам Он явил Себя истинным Богом – Христос вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив печати Синедриона и не разбудив охранявших Его римских стражников.
А чуть позже воскресение Христа было явлено в силе и видимых знаках. Как свидетельствует Священное Писание, с неба сошел ангел Божий, который отвалил камень от гроба и удостоверил, что Господь воскрес и Его больше нет здесь. Свидетелями этого явления стали стражники, которые уже проснулись, а проснувшись, стали от страха «как мертвые», а потом и вовсе разбежались. Также вестника Божия увидели некоторые жены, которые пришли ко гробу так рано, чтобы помазать тело Христа миром1 согласно иудейскому обычаю. Этих женщин Церковь почитает как жен-мироносиц, называя имена некоторых из них: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна. Среди них была и Матерь Господа.
Еще на пути ко гробу женщины думали о том, кто поможет им отвалить камень, так как он был очень велик. Первой из всех, опередив своих спутниц, к месту погребения пришла Мария Магдалина. Увидев, что гроб открыт, она не решилась заходить внутрь, а прибежала к апостолам Петру и Иоанну, сказав им следующее: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 2). Мария подумала, что тело Господа выкрали Его враги.
В то время как Мария Магдалина была у апостолов, остальные жены вошли в гроб и увидели ангела, который сказал им: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28, 5–7). Однако даже эти слова ангела еще не до конца уверили женщин в произошедшем чуде. Они пребывали в недоумении. В этот момент они увидели еще двух ангелов, которые сказали им: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24, 5–7).
После этих слов жены-мироносицы уже окончательно поверили в чудо, исполнились радости. Придя к ученикам Христа, женщины рассказали им об увиденном, однако их словам никто не поверил.
Тем временем ко гробу пришли апостолы Петр и Иоанн, которые хотели узнать, что же произошло с телом Спасителя. Первым пришел Иоанн, но он не решился войти внутрь гробницы, а лишь увидел лежащие на земле пелены. Петр же вошел внутрь гроба и увидел, что тела Господа нет, а на камне лежат пелены и повязка, которая была на голове Христа. Следом за Петром во гроб вошел и Иоанн. Апостолы уверовали в воскресение Спасителя и вернулись домой.
Последней, кто удостоверился в воскресении Христа у Его гроба, стала Мария Магдалина. После ухода Петра и Иоанна она осталась одна и стала плакать, так как еще не поверила, что Господь воскрес. Вдруг она увидела ангелов, которые спросили у нее: «Жена! Что плачешь?» На это она ответила, то, что уже раньше сказала и апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент произошло главное чудо – Марии явился Сам воскресший Христос. Однако она не узнала в явившемся Спасителя, и только когда Он произнес ее имя: «Мария!», женщина опомнилась и поняла, что перед ней стоит Христос. Господь не позволил ей прикасаться к Себе, так как еще не настало время, но повелел ей идти в Иерусалим и рассказать об увиденном ученикам. Таким было первое явление воскресшего Христа.
Уверение многих
Догнав Марию Иаковлеву, которая также возвращалась назад, Мария Магдалина пошла вместе с ней в Иерусалим, чтобы возвестить о радостном событии другим ученикам Христа. По пути в город им снова явился воскресший Господь, Который сказал: «Радуйтесь!» Далее евангелист Матфей засвидетельствовал: «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 9, 10). Это стало вторым явлением воскресшего Спасителя.
Придя к одиннадцати ученикам, которые уже пребывали вместе, женщины рассказали им об увиденном. Однако и в этот раз большинство из них не поверили в чудо. После этого Христос явился уже и одному из Своих ближайших учеников – апостолу Петру. Это явление стало третьим по счету. Только после этого большинство учеников уверовало в воскресение Спасителя, хотя еще и не все. До полного же уверения оставалось совсем немного. Вскоре Господь явился ученикам из числа 70-ти апостолов, Клеопе и Луке, потом всем им вместе, кроме апостола Фомы, потом вновь всем вместе, уже с Фомой. Спаситель являлся Своим ученикам на протяжении сорока дней, все время обучая их, объясняя им Свое Евангелие, заповедуя нести благую весть по всему миру. И во всех этих явлениях главное, что должны были запомнить апостолы, – это то, что отныне смерть не властвует над человеком, потому что над ней восторжествовала Жизнь, как ранее сказал об этом Сам Господь: Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35).
foma.ru