Священник Григорий Жамборе
Святое Евангелие нынешнего воскресения, десятого по Пятидесятнице, от святого апостола Матфея, рассказывает о чудесном исцелении ребенка, страдавшего лунатизмом. Об этом сообщают также апостолы Марк и Лука, и они некоторым образом восполняют сказанное святым евангелистом Матфеем. О значении этого чудесного исцеления и о важности веры в нашей жизни я и попробую сказать в этом слове. Конечно, используя толкования святых отцов Церкви.
Чудо исцеления отрока-лунатика произошло сразу же после Преображения Спасителя Иисуса Христа и незадолго до того, как Господь добровольно пострадает, будет распят и воскреснет. Святой евангелист Матфей говорит, что Спаситель спустился с горы Фавор вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Оказавшись внизу, у подножия горы, Он увидел, что апостолы ругаются с книжниками – теми самыми книжниками, которые всегда находили в Спасителе повод к преткновению. Спаситель спросил их:
– Что вы спорите между собой?
И один отец, измученный болезнью своего сына, подошел к Спасу Иисусу Христу, преклонил колени и попросил Его, говоря:
– Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мк. 9: 16; Мф. 17: 15).
То есть он был лунатиком. А что это значит? Это значит, что бес в нем проявлял себя с гораздо большей силой в определенные фазы луны. Зачем? Именно затем, чтобы заставить людей поверить, будто зло идет не от бесов, а каким-то образом исходит от луны, как утверждают сегодня астрологи, будто звезды управляют нашей жизнью, и кое-кто из нас, к сожалению, верит им и руководствуется в жизни тем, что называется гороскопами.
Итак, он был лунатиком. Бес проявлялся, как я сказал, особенно в определенные фазы луны, скрывая тем самым свою идентичность. А почему он это делает?
Кто-то прекрасно выразился, что у диавола есть одно очень коварное искушение для нынешних людей: он искушает их, стараясь внушить им, что его не существует. А если диавола не существует, тогда уже не существует и зла, и мы можем называть зло добром и делать всё что угодно, ведь зла и добра больше нет. И в случае с этим ребенком-лунатиком диавол тоже скрывал свою идентичность, чтобы люди думали, будто это луна на него как-то влияет, и не видели в этом силу нечистого.
Здесь похвальна любовь отца. Он бросился к Спасителю как к своей последней надежде, как к Врачу душ и телес, прося помиловать его сына. И сегодня мы тоже видим, что есть родители, которые очень заботятся о телесном здоровье своих детей. Они очень внимательны к тому, чтобы не появилось и малейшей болезни, у них, как у античного Аргуса, находятся тысячи глаз, чтобы разглядеть болезни детей, но они почти слепы, когда дело касается душевных болезней, не молятся об исправлении детей, им это почти безразлично: «Ну и что, что мой сын блудник? Да другие такие же!»; «Ну и что, что мой ребенок не ходит в церковь? Успеет еще!»; «Ну и что, что он врет? Надо же как-то выкручиваться!»; «Ну и что, что он гордый? А зачем позволять, чтобы об тебя вытирали ноги?» – и так далее, забывая, что душевные болезни гораздо серьезнее, потому что заканчиваются вечным осуждением и ввергают в ад уже сейчас, в этой жизни.
Итак, этот отец заслуживает похвалы, потому что помолился о своем ребенке и пришел к Спасу Иисусу Христу, хотя, говорит святой евангелист Марк в дополнение к Евангелию святого Матфея, не имел достаточной веры. Он сказал:
– Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли (Мк. 9: 18).
И что же отвечает ему Спаситель? Евангелист Матфей рассказывает дальше:
– О, род неверный и развращенный!.. доколе буду терпеть вас? (Мф. 17: 17).
Род неверный – то есть вы лукавому служите больше, чем Богу. Развращенный – то есть привыкший ко греху, потому что кто привыкает ко греху, тот лишается веры, становится неверующим. И Он говорит дальше:
– Приведите его ко Мне (Мк. 9: 19).
И привели ребенка. Святой евангелист Матфей повествует здесь очень кратко, он говорит: И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час (Мф. 17: 18), как вы и слышали это в сегодняшнем Евангелии. Святой евангелист Марк, однако, более щедр на детали. И посмотрите, какие красивые слова он приводит сверх всего и как они полезны для нас.
Святой евангелист Марк говорит, что до того, как отрок исцелился, отец сказал еще:
– Господи, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9: 22).
Поэтому я и говорил вам, что он все-таки не с должной верой подходит к Спасу Иисусу Христу. Он ведь не говорит, как некогда прокаженный: Господи, если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5: 12). Он не говорит и как сказал сотник в Капернауме: Господи, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8). Он так не сказал. Он сказал: если что можешь…
Несчастный, он не знал, Кто перед ним стоит, не знал, что это Спаситель Всесильный – Пантократор, каким Он изображается под куполом церкви, осеняющим всех. Он Вседержитель, Он может сделать это.
Однако Спаситель, и в этом видна Его благостыня, Его неизреченная любовь, не хочет исцелять лишь ребенка, но и его маловерующего отца. Ведь чудо Божие состоит не только в исцелении ребенка, но и в исцелении отца. Что же говорит ему Спаситель?
– Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9: 23).
И в этот момент отец отдает себе отчет в том, что у него нет сильной веры. Он бросается на колени и говорит:
– Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24).
Он признаёт, что у него нет сильной веры, но слезы покаяния, которые он излил, произнося эти слова, омыли его неверие, растопили лед его окаменения. Ведь слезы покаяния – это единственно спасающие слезы.
Наша вера не может быть стойкой и сильной без Божией помощи – если Бог не подкрепит нашу веру
Из этих слов мы учимся еще одному: наша вера не может быть стойкой, сильной без Божией помощи, если Бог не подкрепит нашу веру.
А Спаситель, рассказывает дальше святой евангелист Марк, более подробно сообщающий нам об исцелении этого лунатика, Спаситель просит, чтобы ребенка привели к Нему, и запрещает злому духу, духу немому. И злой дух в последней конвульсии злобы, попущенной Богом, с силой сотрясает его и бросает еле живым, так что некоторые уже стали говорить, что он мертв, – может, книжники, которые так и ждали увидеть, что произойдет что-нибудь плохое.
Однако было не так. Спас Иисус Христос взял ребенка за руку, и тот встал исцеленным, выздоровевшим, навсегда избавившимся от лютого беса, мучившего, говорит евангелист Марк, с самого младенчества этого единственного у отца ребенка.
А когда Он исцелил его, говорит нам на этот раз евангелист Лука, толпы, собравшиеся вокруг, поразились силе Спаса Иисуса Христа. Апостолы же, оставшись одни с Господом, подошли к Нему и спросили:
– Господи, почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28).
Они задавали этот вопрос вполне по праву: они ведь получили от Господа нашего Иисуса Христа власть изгонять из людей всяких злых духов и поэтому теперь недоумевали, почему не смогли изгнать его. И Спаситель говорит:
– По неверию вашему (Мф. 17: 20).
То есть «ваша вера умалилась, а поскольку ваша вера умалилась, то умалилась и ваша сила». Видите, какая связь между верой человека и его силой? И говорит Спаситель дальше:
– Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17: 20).
Если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно! Зерно, вы знаете, очень маленькое, но его аромат пропитывает всё блюдо. Пусть же у нас будет хотя бы такая малая вера, чтобы она пропитала всю нашу душу и тело.
Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения?!
Вы могли бы сказать горе сей: «перейди отсюда туда»… Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения? Душу человека даже ночью, когда спит, гнетет забота о завтрашнем дне. Она огромна, как гора, и человек уже не может расслабиться от этой горы на душе, если у него нет достаточной веры.
Поэтому, как говорил Спаситель, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 31–33). Еда и питие тоже очень важны, но не ищите первым делом их, бросая духовное!
Спаситель сказал апостолам еще одно:
– Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29).
То есть вера должна проявляться и в нашей молитве к Богу, и в воздержании, посте. Когда человек воздерживается от злых похотений, когда человек воздерживает глаза от того, чтобы смотреть на всякие мерзости, которые с такой щедростью предлагает нам нечистый, когда человек воздерживается от того, чтобы смотреть на картинки в этом волшебном ящичке, называемом телевизором, когда человек перестает искать в таблоидах всякие «диковинки», убийственные для души, когда человек воздерживается не только от еды, потому что не только это значит поститься, тогда он приготавливает свою душу к тому, чтобы она приняла Спаса Иисуса Христа в сердце, и тогда вера его становится крепче, тогда вера его становится способной сдвинуть горы.
Казалось бы, без всякой связи с этим чудом в конце нынешнего Евангелия святой апостол Матфей говорит, что Спаситель Иисус Христос, идя по Галилее, стал рассказывать апостолам о Своих Страстях, которые приближались, говоря:
– Сын Человеческий предан будет в руки человеческие (Мф. 17: 22).
И отсюда мы тоже кое-что узнаём: что не надо ждать, делая какое-нибудь добро, что люди ответят нам на это добром же. Напротив, некоторые люди даже звереют, когда делаешь им добро. Сколько добра сделал им Спаситель! Вот, исцелил этого ребенка! А каким злом воздали они Спасителю, распяв Его на горе Голгофе? Поэтому Он и говорит им, что предан будет людям, которые убьют Его, но в третий день воскреснет (ср.: Мф. 17: 22–23).
И завершается Святое Евангелие так: И они весьма опечалились (Мф. 17: 23).
Почему же Спаситель сказал им эти слова, и какая между ними и чудесным исцелением ребенка-лунатика связь? Он сказал их именно потому, что эти события приближались. И именно для того, чтобы они, видя исполняющимся всё это – как Его поймают, будут судить, бичевать, распнут, – не поколебались в вере, но имели веру хотя бы с горчичное зерно и помнили слова Спасителя, что на третий день Сын Человеческий воскреснет, и чтобы они верили, надеялись и не впадали в отчаяние, – что, как вам известно, апостолы и сделали. Вот смысл слов Спаса Иисуса Христа, которые Он говорит сразу же после исцеления сына-лунатика.
Я рассказал вам в целом, как толковали это Евангелие отцы Церкви, святой Николай (Велимирович) и другие. А теперь мне хотелось бы, чтобы мы немного задумались, порефлексировали, исследуя свою душу: а сколько веры мы находим в ней, и насколько крепка вера в нашем сердце, насколько она сильна? Ведь наша вера не только просвещает нам ум, то есть делает нас просвещенными умом, но и придает нашей воле силу.
К сожалению, мы знаем это, сегодня бывают христиане исключительно конъюнктурные, то есть оказавшиеся крещеными только в силу каких-нибудь обстоятельств. А поскольку они крещены, то и называются христианами, но только совсем не знают веры, в которую крещены. Они скорее разбираются в других религиях. Не знают сокровищ своей веры, святости христианской веры, давшей миру святых, не знают разницы между своей верой и другими. Поэтому некоторые христиане и смешивают разные веры: одни читают гороскопы, другие верят диву даешься в какие учения, занесенные другими религиями, чуждыми христианству.
А веру они не знают потому, что не исследуют Писаний, не исследуют книг духоносных отцов и святых Церкви, потому что не приходят в церковь, чтобы послушать слово Божие, не знают, как драгоценно духовничество и Таинство Исповеди, потому что не понимают, зачем священник выходит с Чашей и лжицей, какой в этом смысл. Ничего из этого они не понимают, зато пышные свадьбы, крестины устраивают, чтобы люди их видели, и похороны тоже – не задумываясь о той вечной участи, которую себе зарабатывают, не готовя свои души фактически ни к чему. Таковы некоторые из нынешних верующих, из нынешних маловеров.
О силе веры, о том, какой огромной она у нас должна быть, рассказывает Ардяльский митрополит, блаженной памяти Антоний (Плэмэдялэ), следующее.
Одна очень больная женщина послала свою школьницу-дочку в аптеку купить ей лекарство, поскольку не в состоянии была пойти сама. Девочка поспешила к аптекарю, надеясь, что мать от этого выздоровеет. А аптекарь был несколько в возрасте. Он принял девочку, болезнь матери знал и дал ей скляночку. Но при этом не очень внимательно посмотрел, что он дает. Мы бы сказали, что он не был большим профессионалом, но он был уверен, что эта та скляночка, которую ей надо дать, и дал ее.
Когда девочка ушла, фармацевт посмотрел и понял, что дал ей как раз то, чего давать нельзя было, и пришел в ужас. Вы представляете себе, что с ним творилось? «Что же я сделал?! Я ведь своей бестолковостью убью человека!»
Он бросился на колени и стал горячо молиться, обливаясь слезами: «Господи, соверши чудо! Пусть что-нибудь произойдет, только бы эта склянка не попала к ее матери!»
И вот, не успел он как следует помолиться, как девочка вернулась! Открыв дверь в аптеку, она, опустив голову и плача, пролепетала:
– Прошу вас, простите меня! Я бежала бегом и не знаю, как это случилось, но я споткнулась и разбила вашу склянку! Прошу вас, простите меня, у меня больше нет денег, чтобы дать вам. А мама так страдает…
Он подал ей склянку, какую надо было, и, как только девочка ушла, снова бросился на колени в слезах – на этот раз в слезах благодарности и радости.
Вот это вера! Вот это вера, которую и вы можете насадить или уже насадили в своей душе.
Но, чтобы больше не затягивать слово, хорошо было бы, чтобы мы, христиане крещеные и христиане не только по имени, но и по делам, больше исследовали Священные Писания. Спаситель говорит: Исследуйте Писания (Ин. 5: 39)!
Будем же иметь больше ревности о духовном, будем чаще исповедоваться, а не только когда наступают посты, как делают все, но и тогда, когда наша душа отяготится грехом, когда гора грехов образуется в нашей душе. И будем молить Бога подать нам веру, умножить нашу веру!
Будем же молить Бога дать нам больше веры – с зерно горчичное хотя бы
Вспоминаю один случай, кажется из Патерика, где говорится, что у одного монаха не было дара слез, как у других. И он так сильно страдал оттого, что не имеет дара слез, что на молитве плакал, говоря:
– Господи, дай и мне дар слез, чтобы я тоже плакал…
А сам, того не зная, имел его!
Будем же молить Бога дать нам больше веры. С зерно горчичное хотя бы, чтобы она просветила всю нашу жизнь и чтобы мы, имея больше веры, делали добро, во славу Божию и себе во спасение, в ожидании дня грядущего Воскресения, то есть Воскресения мира сего. Аминь.