Если кто не знает, так всё Православие держится на старцах. В Символе веры, правда, ничего подобного вы не найдете, но кого это, в самом деле, волнует? Хочешь узнать будущее, а Пифийский оракул недоступен в силу временных и религиозных причин, так не тормози, обратись к старцу. Само собой, к прозорливому. Кому нужен обычный дед, пусть даже и облеченный священным саном? Конечно, есть еще гороскопы, но там всё про каких-то стрельцов с козерогами, а лично про тебя ни слова.
Выходить замуж или в монастырь? К старцу. Помочь родителям вскопать огород или сохранить благодать Причастия, не отвечая на звонки? Старец знает. А вот еще аборт. Никчемные попы всё шипят, что грех это. А что делать, если твой друг оказался «вдруг»? Не переживай, ведь обязательно найдется старец, который это дело благословит. Что значит: как это «благословит»? Да так. Места знать надо.
– А вот старец N может благословить сделать аборт, и при этом берет грех на себя, – заявляет мне духовное чадо самого старца N.
По своей духовной неопытности я, конечно, очень удивляюсь этому сильному заявлению, но пытаюсь сохранять спокойствие.
– М-м-м…
Это, конечно, не Бог весть что, но более умных слов мне в голову не пришло.
– Просто отец N может увидеть, что ребенок будет колдуном, – терпеливо объясняет мне женщина.
Спорить с этим бесполезно. В конце концов, кто я такой, чтобы сомневаться в этих вот способностях пожилого человека, который стоит у Престола лет на пять дольше меня самого? Вполне вероятно, что все ночи он проводит, стоя на столпе или, на худой конец, на камне.
– Ну, допустим, – соглашаюсь я, – пусть колдун. Колдунов, стало быть, можно «мочить»? Костры Инквизиции и всё такое? А как же «не убий»?
– А как же святой Александр Невский? – парирует моя собеседница. – Он же убивал, но, тем не менее, он святой.
– Не припомню, чтобы он поднимал меч на колдунов и неродившихся детей. Вон у нас в притворе лежат листы петиции против абортов, которую подписал сам Патриарх, а вы мне рассказываете про антиколдовские детоубийства… Итак, старец благословляет, женщина убивает ребенка, но вины за убийство не несет?
– Старец берет этот грех на себя, – повторяет прихожанка.
– Ловко. Тогда старец – убийца? Так ведь? Подстрекатель? Да и на себя же он взял грех! Став убийцей, он уже не старец?
– Нет, он остается старцем. Никакой вины на нем нет.
– Но как же так? Малыша преднамеренно лишили жизни. Один благословил убить, второй убил. И никто не виноват?
К сожалению, вот точка зрения немалого количества православных: старцы над Законом Божиим
– Никто. Старец прозорливый, ему Бог открывает.
– А как же Божий Закон? – делаю я еще одну попытку. – Старец разве не должен подчиняться Божиему Закону?
– Вот вы, батюшка, всё время учите почитать Ветхий Завет, а это фарисейство. Есть много случаев, когда на человека всё это не распространяется.
– То есть и на красный свет светофора можно ездить и скорость превышать? – недоумеваю я. Эх, молодо-зелено! Ну что с меня возьмешь?!
– Бывают такие обстоятельства, что очень сильно торопишься, и можно нарушать, – слышу я в ответ.
– Как бы я ни торопился, разве можно рисковать чужими жизнями? Пешеходы и другие водители – разве они не находятся под защитой Закона?
– Вы не понимаете.
– Так я и не хочу понимать. Ничего подобного я не встречал ни в Священном Писании, ни у отцов и учителей Церкви. Вспомните, что говорит апостол Павел о тех, кто будет учить не тому, что передали нам апостолы. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Что скажете?
– Думаю, в этом месте апостола Павла следует понимать как-то по-другому, – поразмыслив, резюмирует православная христианка.
И вот он – занавес. Стальной, с шипами. Не подступиться. Не старца следует понимать по-другому. Апостола. Пора переписывать Катехизис. Потому что сейчас я поведал точку зрения, которую имеет немалое количество православных. Старцы вне Закона Божиего. На них заповеди не распространяются. Или же распространяются, но с поправками. С астерисками, как на рекламных проспектах.
Не убий*
*но если колдун, то, конечно, убей, особенно если старец благословил.
Любопытно, а сам старец N, когда придет на Суд, позволит ли Богу судить его? Или там всё как-то по-иному? Не так, как нам передали апостолы.
«Опять вы ёрничаете», – скажут мне читатели.
Да, ёрничаю. Правда, сквозь слезы. Ибо людская проповедь о старцах, иже над небесами, намного сильнее, чем пастырская с амвонов.
– Это не то Православие, которое я знаю из Писаний и святоотеческих поучений, – ответил я женщине, – более того, я уверен, что это вообще никакое не Православие.
– Этого, конечно, нет ни в Библии, ни у отцов, – согласилась духовная дочь старца N, – это сокрыто от многих.
Такая вот эзотерика, братья и сестры. Кто за фарисейство наподобие смиренного соблюдения Божиих заповедей, милости прошу к Священному Писанию и великим каппадокийцам, а кто за свободное старчество – не утруждайте себя ни Декалогом, ни Нагорной проповедью. Ведь на всякую заповедь непременно найдется прозорливый старец, который освободит желающих от бремени ига Христова.
А вот старца кому?! Кому старца?!