Что значит – взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.
На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил – всё сбылось, не получил – прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.
– Батюшка, благослови дачу продать!
– А? Что? Бог благословит! – пронесся пастырь, шурша рясой.
А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.
«Как это?» – спросите вы. А вот как:
– Благословите, батюшка, со свекровью помириться!
А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа – вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.
А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.
Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь – будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.
А бывает так:
– Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет – заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.
А благотворитель и отвечает:
– Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.
Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.
– А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?
– В смысле, вы хотите сказать, – изумляюсь я, – что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?
Женщина мнется, уловив мое недовольство.
– Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?
Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику – чтобы снять с себя ответственность
А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят – вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.
– Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?
«О, горе мне!» – думаю я, а вслух вопрошаю:
– А что на это говорит апостол Павел?
Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.
– Он говорит: молитесь друг за друга, – отвечает она.
– А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?
– Нет, батюшка.
– А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?
И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.
– Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!
– Бог благословит!
– Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!
– Благословен Господь!
– Благословите на предстоящий день!
– Бог в помощь!
И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»