- Уважаемая редакция. В нашем храме священник перестал поминать Патриарха, запрещает слушать профессора Осипова и распространять сборник «ДУША». Что делать?
- Отличный вопрос. Обычно где - то запрещают одно или другое, а здесь все вместе. Как говорится - три в одном. Ответ кроется уже в самом вопросе, точней, в ключевой его фразе: «В нашем храме…». То есть в отдельном храме отдельным священником. Поэтому очень важно, просто необходимо православному христианину знать и понимать «Символ веры», который поется всеми присутствующими за каждой Божественной литургией.
В Символе есть такие слова: «Верую… во Едину (единую) Святую Соборную и Апостольскую Церковь…». Что это значит? То, что мы верим не отдельному и даже нескольким отдельным священникам, епископам и даже святым отцам, не тому, что происходит в одном отдельно взятом храме или одной епархии, а всей Церкви и Ее соборному учению, которое принято и утверждено решениями соборов и выражено в Церковных документах и одобренной Церковью литературе.
Непоминовение Святейшего Патриарха и запреты того, что благословила вся Церковь – это явления одного порядка. А именно, последствие двух грехов – гордыни и любоначалия (любовь к своему мнению и начальствованию), которое вытекает из первого.
Епископы и священники, как и все мы, тоже грешные люди и подвержены искушениям не меньше, а может, и больше, чем простые прихожане. И, к сожалению, впадают в них.
Поэтому, особенно сейчас, когда страну и Церковь в очередной раз кто - то пытается расколоть, а народ ввергнуть в бунт, очень важно всегда слушать всю Церковь.
Если в вашем приходе или в вашей епархии вдруг перестают поминать Патриарха или начинают запрещать кого-то слушать или что-то распространять, особенно если то, что запрещают, благословлено Церковью, это как минимум повод обратиться за разъяснениями – сначала к тому, кто запрещает, а потом, если разъяснения не подтверждены Церковными документами, ко всей Церкви. То есть в Церковные суды и в соответствующие структуры Патриархии.
Священник подчинен епископу. Без епископа нет Церкви. Но один и даже несколько епископов – это не вся Церковь. Мнение всей Церкви может быть выражено только Церковным собором, Святейшим Патриархом, Синодом и соответствующими документами. Подробней об этом можно прочитать в Уставе Русской Православной Церкви.
Ни отдельный священник, ни отдельный епископ не самовластные и единоличные властители в своих приходах и епархиях, не цари, и даже не губернаторы и мэры.Они пастыри Церкви, которые должны вести людей ко Христу согласно со всей Церковью. Это нужно очень хорошо понимать.
Беда, когда кто-то в Церкви вопреки ее учению и решениям говорит: «А я все равно считаю и буду делать по-своему», – и увлекает за собой других. С этого начинается бунт, раскол и ересь. Несчастье, когда прихожане и священники начинают бояться настоятеля или епископа, а не Бога, и служить не Христу и Церкви, а конкретному начальнику в рясе. Это уже признак не единоначалия, а тоталитаризма, деспотизма и отделения от Церкви.
Именно поэтому в каждом храме, в каждой епархии за богослужениями мы поминаем Святейшего Патриарха и правящего епископа, выражая тем самым, что мы вместе со всей Церковью, а не сами по себе. Именно поэтому вся православная литература с 2011 года должна иметь специальное официальное разрешение для распространения в православных храмах и епархиях. Именно поэтому любой православный священник, преподаватель, профессор, или проповедник должен иметь благословение Церкви, оформленное соответствующим образом.
Теперь рассмотрим конкретные примеры, обозначенные в вопросе.
Непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением каким-то отдельным священником или епископом означает только одно: что эти представители священства, впав в грех гордыни и самомнения, поставили себя выше всей Церкви и уподобляются раскольникам, таким, например, как украинский самопровозглашенный патриарх Филарет (Михайло Антонович Денисенко) или чукотский епископ Диомид (Сергей Иванович Дзюбан), которые тоже в свое время поставили свое мнение выше Церковного. И тот, и другой извергнуты из священнического сана. К сожалению, есть и другие примеры. Слава Богу, они единичны.
Абсолютно аналогичный ответ и по другим подобным вопросам. Например, о каких-то запретах в единичных, отдельных приходах и епархиях трудов уважаемого профессора Алексея Ильича Осипова или сборника «ДУША».
Уважаемый и известнейший профессор успешно преподает в Московской Духовной Академии, является постоянным участником синодальных структур РПЦ и представляет Церковь на различных международных конференциях, постоянно выступает со своими лекциями во всех православных СМИ и православных епархиях. Никакого запрета со стороны Церкви на его деятельность нет и не было никогда. Это просто смешно. Мало того, Алексей Ильич имеет церковные награды, в том числе и из рук самого Святейшего Патриарха Кирилла и, по мнению абсолютного большинства православных людей, священства, писателей и ученых, является одним из лучших современных богословов.
Православный сборник «ДУША – встреча с Господом» является крупнейшим российским православным официальным изданием с тиражом 113 000 экземпляров и имеет официальный гриф СИНФО РПЦ за № 217. Информацию об этом можно проверить на официальном сайте Патриархии patriarchia.ru в разделе: «Список печатных СМИ, получивших гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви».
Распространяется по всей территории России – от Камчатки до Калининграда, в том числе и в Москве, в Храме Христа Спасителя. Имеет церковные награды и благодарственные письма от уважаемых митрополитов и епископов и признан как важная часть всей миссионерской деятельности РПЦ.
О чем все это говорит? Только о том, что если где-то в отдельных приходах и епархиях отдельные люди, в том числе священники или епископы, запрещают то, что благословляет вся Церковь, – это уже вопрос к этим отдельным представителям священства, которые по каким-то причинам противопоставили себя всей Церкви. А также повод задуматься им самим, а правильно ли они действуют? И, опять же, такие вопросы нужно решать только через обращение ко всей Церкви. Для этого существует Синодальные отделы, Высший Церковный суд и сам Святейший Патриарх. И если Церковные структуры подтверждают легитимность, а тем более полезность какого-то православного издания, богослова, профессора, преподавателя, миссионера и т. д., тогда нужно удаляться от тех, кто идет против Церкви, даже если это самые умные и образованные люди, в том числе священники и митрополиты. Только так и никак иначе.
Отвечал диакон Олег Рыжков