Митрополит Саратовский Лонгин о реакции «ревнителей» на Всеправославный Собор, о поведении епископа Лонгина (Жара) и латинской ереси …
Митрополит Лонгин ответил читателю: «Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент».
«Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: "поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мф. 26, 31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени "Все пропало! Караул! Все предатели!" — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви», - продолжил владыка.
Другая читательница, Ирина, задала вопрос митрополиту Лонгину, в котором просит объяснить, является ли католицизм ересью. «Уважаемая Ирина! В течение веков в вероучении Католической церкви накопилось множество искажений, часть из которых является еретическими», - ответил митрополит Лонгин.
Также владыке были заданы и другие вопросы.
К примеру, читательница Ольга задала такой вопрос: «Во время богослужения священник в основном находится в алтаре и не имеет возможности наблюдать за происходящим в храме. Прихожане все разные и каждый в меру своей образованности и просвещенности, да и воспитанности, проявляют уважение и благочестие к богослужению в той или иной степени. 1. Что делать, когда во время службы одни и те же прихожане решают различные организационные вопросы (сборы денег, распределение чтения псалтирь и др.), приставая к молящимся, ведя никому ненужные разговоры? 2. Кто и как должен знакомить прихожан с правилами поведения в храме? 3. Почему в святых обителях находятся определенные люди, которые паломников заключают в рамки дозволенного, а в наших храмах никто не хочет брать на себя грех, позволяя вести себя кому как вздумается, забывая о том, что в первую очередь мы пришли в дом Божий?»
Митрополит Лонгин ответил читательнице: «Уважаемая Ольга! Действительно, прихожане у нас разные, и степень их церковной грамотности, общей культуры и воспитанности очень разнится. Поэтому бывают такие случаи, о которых Вы пишете. Бывают и еще более неприятные эксцессы, в том числе во время богослужения. Забота о просвещении прихожан в первую очередь лежит на настоятеле. Священники должны постоянно учить людей, в том числе тому, как надо вести себя в храме, как причащаться, подходить к помазанию и другим элементарным вещам».
«Для этого надо использовать не только проповедь за богослужением, но и проводить встречи с прихожанами во внебогослужебное время. Я постоянно призываю к этому священников, и в целом могу сказать, что во многих храмах так и происходит. Но священнику очень нужны помощники. Желательно, чтобы в каждом храме был актив из прихожан – люди, которые могли бы вежливо, спокойно, выдержанно отвечать на вопросы приходящих, а иногда и делать замечания людям, не умеющим себя вести в храме – но так же вежливо, без грубости, наоборот, с любовью, чтобы ни в коем случае не оттолкнуть тех, кто пришел. К сожалению, такое дежурство сегодня получается ввести не на многих приходах. Это довольно сложное дело, и мало кто хочет взять на себя такую ответственность. Но я надеюсь, что со временем эта проблема будет решаться», - заключил владыка Лонгин.