О тайне страдания – Артем Перлик.
Святой Феодор Студит: «Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую – Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: ?Где был еси доселе, Господи?” – и Он скажет тебе на это: ?Смотрел, как ты борешься, и знал”».
Cтарец Гавриил Стародуб: «Мы оскорбляем Господа мыслью о том, что Он нас не слышит».
Каждый человек может вслед за пророком Иеремией повторить: «Я человек, испытавший горе». Страдание – то, с чем сталкивается каждый человек, но не многие осмысляют его, хотя, наверное, все мудрейшие люди земли пытались понять, зачем оно нужно. Если посмотреть на окружающий нас мир, то сердце часто хочет согласиться с философией языческих мудрецов, что вся наша жизнь лишь страдание во тьме.
Христианам бывает проще, они знают многое, но только тот, кто опытно пережил смысл страданий и пришёл к благодати, может говорить о них так, чтобы его слова вели слушающих к свету. Подвижники многое говорили о страдании, однако каждый должен пережить тайну сам.
Это тайна принятия страдания, тайна изменения отношения к нему.
У всех есть вопрос, ответ на который каждый должен пережить для себя: «Я знаю, что Бог любит, но почему же Он тогда попускает мне мучиться?». «Если Бог благ, а я верю, что это так, то почему мне сейчас так плохо? Как я хочу знать ответ».
Поэтому для нас особое значение имеют слова тех, кто говорит из опыта преображения. Когда старца Паисия Афонского спросили, почему сейчас в мире так много страданий, он ответил: «От любви Божией». Такой ответ может вызвать негодование человека, этих слов не понимающего. А понять их и тем более принять очень трудно, потому что всё естество противится такому принятию. И даже вера в то, что страдания из земного и страстного человека могут сделать духовного и небесного, не может утешить человека. Что же можно найти в страдании?
Приведём по этому поводу известное письмо сказочника Толкина. Джон Толкин к сыну в одном из писем 1944 г., когда тот был в действующей армии, пишет так: «Иногда мне становится страшно при мысли об общей сумме человеческого горя в эти дни: миллионы разлученных... не говоря уже о муках, боли, смерти, сиротстве, несправедливости. Если бы страдание обрело видимую форму, чуть ли не вся... планета покрылась бы плотным черным туманом, который скрыл бы ее от удивленного взора небес. Все итоги этой войны с исторической точки зрения будут негативными. Но исторический взгляд на мир – не единственный. Все вещи и деяния имеют собственную цену, независимо от их “причин” и “следствий”. Никто не может судить sub specie aeternitatis «С точки зрения вечности (лат.)» o том, что теперь происходит. Все, что мы знаем, причем большей частью из собственного опыта, – это что все труды зла, вся его огромная мощь и постоянный успех – пропадают впустую: они всегда только готовят почву для того, чтобы из нее неожиданно проросло добро...»
Исторический взгляд не только не единственный, но и не подлинный, или, точнее, не отражающий реальность такой, какова она есть на самом деле. Лишь с точки зрения вечности можно судить о страдании правильно. Это приносит облегчение, но страдает человек всё равно во времени, и это всегда усиливает его боль.
Поэтому старец Паисий Афонский, говоря о страданиях, делает акцент на отношении к ним Господа:
«Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу ?силы терпеть” эту боль».
Рассмотрим теперь самый лёгкий вид страдания – страдание из-за того, что человек лишён чего-то материального или беден.
Вот как говорит об этом святой Варсонофий Оптинский:
«Жил тут один офицер, необычайно набожный. Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель из своих скудных сбережений, сколько мог. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его, особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и он на ней женился. А потом произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную, праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве что проезжал мимо на своих рысаках вместе с супругой. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и вернулся к своему прежнему образу жизни. Отсюда следует, что не должно желать себе богатства, а надо благодарить Господа за то, что Он посылает. Имеете все необходимое и будьте довольны. Господь никогда не оставит вас, детки мои, если вы будете стремиться по силе исполнять Его святые заповеди».
Происходящее в нашей жизни всегда не случайно. Господь отмеривает, сколько денег должно быть у нас в кошельке. Одна молодая пара долгое время хотела наладить своё материальное состояние. Со временем супруги заметили, что если у мужа появляется подработка, то в доме что-то ломается ровно на ту же суму. Тогда они поняли, что их благосостояние зависит от воли Божией. А поняв это, успокоились и обрели радость, приняв о себе ту Господню волю, которую Он изрёк через обстоятельства их жизни...
Но даже если человек понимает необходимость страданий, всё равно остаются многие вопросы. Один из главных: что делает Бог в тот момент, когда я страдаю?
«Пусть даже страдания идут на пользу моей душе, но что делает Бог в тот самый момент, когда я страдаю? Жалко ли Ему меня?»
Святые и праведники дают ответ на этот вопрос.
Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет большей боли, чем видеть человека в мучении».
Святой Максим Исповедник: «Бог сострадает соразмерно скорби страждущего».
Митрополит Антоний Сурожский: «Бог не просто где-то наверху наблюдает, с должным ли расположением мы страдаем, но входит в самую глубину наших страданий».
Вот история о праведном старце Софронии Сахарове:
«Он в течение целой ночи молился об угнетённых и страдающих до тех пор, пока не пришла ему мысль: “Если я так, всею силою моего сердца, сострадаю человечеству, то как понять Бога, безучастно смотрящего на страдания многих миллионов Им же Самим созданных людей?”. Тогда он обратился к Богу с безумным вопросом: “Где Ты?” и тотчас услышал в сердце своём слова:
“Разве ты распялся за них?”».
Старца Гавриила Павловского (Стародуба) мучил помысел: «Жалко ли Богу нас так, как мы жалеем себя?». Ему явился Господь и сказал: «О человеки! Если бы вы знали, как Мне жаль вас. В десять раз больше, чем вам жаль себя».
Один из основных смыслов попускаемого нам Богом страдания в том, чтоб люди, находящиеся в страстном состоянии ветхого человека, преобразились в небесных людей. Ведь Бог видит, к чему может привести жизнь страстного человека, который не кается – жизнь его сама в себе содержит адское мучение добровольной боголишённости – и в таком состоянии человек переходит в вечность, где уже не может измениться. Бог видит, что такая жизнь – верёвка в руках сына самоубийцы, и Он, конечно, старается вырвать эту верёвку у нас из рук, отсечь страсти. Но страсти стали частью нас и нам больно становиться новыми людьми.
Страдание не идёт на пользу только тому, кто его не принимает. Это очень сложно, всё человеческое естество восстаёт против такого принятия, и потому тут надо в буквальном смысле отвергнуться себя, принять то, что с нами случается, как Его дар, который мы в данный момент не понимаем, но Он понимает. Это высшее доверие. Доверие мученика. Одна праведная христианка сложила об этом такую молитву: «Господи, дай нам быть счастливыми в тех обстоятельствах, которые Ты нам посылаешь».
Каждый человек, который оглядывается на свою жизнь и на страдания, говорит, что всё в жизни устроилось наилучшим образом, чтобы он пришёл к праведности.
Есть такая притча: «Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей.
Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:
– Как получилось, что Вы стали преступником?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
В это время несколько журналистов обступили первого брата и один спросил:
– Вы известны своими достижениями. Как получилось, что Вы добились всего этого?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?»
Святой Нектарий Эгинский говорит: «Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти, и можно было с ними бороться, и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью».
Достоевский мучился вопросом страданий, пока не понял, что страдания в мире действительно от любви. Мы за всех всегда виноваты и за всех всё должны потерпеть.
Существует страдание по любви за другого. Например, старцы Виталий Сидоренко и Зиновий Мажуга. Когда кто-то из них заболевал, другой тотчас просил, чтоб вместо него болел он – так и происходило. Болезнь по несколько раз переходила от одного к другому.
Старец Паисий Афонский, узнав, что соседская девочка больна раком, просил Бога, чтоб болезнь девочки перешла к нему – и девочка исцелилась.
Есть ещё несколько причин для страдания: страдание для покаяния – чтоб человек покаялся; страдание ради венца – за такое страдание Бог даёт венец страдавшему; страдание для пресечения совершаемого человеком греха.
Бог ведёт страдальца к великой победе, к чувству, что ты живёшь как в сказке, потому что каждую секунду не оставлен и нужен.
Бывает и так, что меньшим страданием Господь бережёт от вреда, который мы могли бы причинить своей душе. В начале XX века в Питере умирал младенец, и мама его обратилась к святому Иоанну Кронштадтскому. Тот вымолил младенца, и болезнь ушла. А когда ребёнку исполнилось 18 лет, он несчастливо влюбился и застрелился. Мама потом говорила: «Никак не могу простить себе, что вымолила его через святого Иоанна Кронштадтского».
Развивая эту тему, современный святой приводит в пример жизнь Ефрема Сирина. «В молодости святой Ефрем Сирин много грешил, но ни за один грех не был осужден. Случилось, однако, что как-то у его соседа воры украли овцу. Сосед обвинил Ефрема. И Ефрем, непричастный к краже, оказался в тюрьме. Удрученный человеческой несправедливостью, он стал плакать и жаловаться Богу. Но, сидя в тюрьме с другими заключенными, он вступил в разговоры с ними. Каждого из них он спрашивал, как тот оказался в тюрьме. Один говорил одно, другой – другое. В их грехах Ефрем узнавал свои грехи, за которые его прежде не судили и не сажали. Дух его отрезвился, и он понял, что попал в тюрьму не за украденную овцу, но за множество своих прежних проступков. И Ефрем сокрушенно покаялся пред Богом в своих грехах. И слезно стал молиться Богу о прощении своих тайных согрешений, одновременно благодаря Его за то, что брошен в темницу, будучи невиновным в краже овцы. И вскоре был оправдан и освобожден. Но это переживание произвело переворот в душе Ефрема. Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым».
Святые радовались среди страданий. Радость страдания, когда Бог возвышает тебя над болью. Этого мы достигаем через смирение. Святой Силуан Афонский говорит, что если мы смиримся, то сами удивимся, почему раньше так скорбели.
Святой Иустин Сербский: «Радость спасения достигает вершины в радости Воскресения, но проходит и через радость страдания».
Артём Перлик