Виталий Чеботар
Прекрасный вопрос. Почему со мной случилась болезнь, боль, или какое-то несчастье? Почему Господь не уберег меня. Сам Христос задает подобный вопрос на Кресте:
– Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?
Этот вопрос исходил из уст многострадального Иова и из-под пера сокрушенного Давида. Два человека, трагическая смерть детей которых запечаталась в наших сердцах.
Святой Василий пишет скорбящему отцу, что боль делает человека таким чувствительным, что он становится похож на глаз, который раздражает даже перышко. Страдающий человек остро ощущает даже самое нежное движение пера, и это увеличивает его страдание. Даже слова, которые звучат логично и убедительно, безумно раздражают страдающего человека. Только слезы, поддержка, понимание, молитва могут облегчить его боль, прогнать муку и вернуть надежду.
Боль не только пробуждает нас самих, но порождает и любовь в окружающих нас людях. Они пытаются поставить себя на наше место. С одной стороны, боль порождает в нас терпение, с другой – благодарность, любовь к нашим ближним и утешение в скорби. Утешение, которое в своей сладости гораздо сильнее, чем боль. И именно здесь кроется путь, идя по которому можно получить ответ.
Если посторонний человек дает нам свой кажущийся правильным ответ, он может подменить своим ответом божественный ответ, который Господь приготовил для каждого из нас. Предполагаемая мудрость какого-нибудь мудреца заслонит собой для нас божественную истину.
Мы совершаем большую ошибку, когда ждем этого ответа от других людей. От мудреца ли, философа ли.
Ведь ответ на вопрос «почему» не получить с помощью человеческой логики. Получить ответ можно только смиренно приняв Божественную волю, которая, настолько же истинная, насколько и непостижима для нашего ума.
Как же часто жизненные испытания сопровождается этим извечными вопросами, которые остаются без ответа… А мы все надеемся на себя, на свои силы, чтобы выжить в этом мире, ища какие-то универсальные рецепты, готовые ответы, пытаясь «примерить» чужой опыт. Однако ответ на наши недоумения сосредотачивается в сверхлогическом божественном утешении.
В диалоге с болью, неправдой и смертью мы должны выйти за рамки человеческого измерения и искать божественной правды, а не быстрых решений и ответов. Ведь все бывает во время для тех, кто умеет ждать.
Автор: Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар + литературная обработка Редакции.
Источник: православный сайт «Задругата»