Вести
Управляющий делами Украинской православной церкви митрополит Антоний (Паканич) объясняет, должен ли православный верующий прощать самого себя, когда надо прощать врагов и чего нельзя прощать ни в коем случае.
В жизни каждого из нас есть такой человек, которому мы можем простить все. Это мы сами.
Каждый сам себе может простить абсолютно все. Заметьте, в своих проступках мы не виним самих себя, а осуждаем грех, дурную привычку, генетику, сложившиеся обстоятельства. Однако если другой человек грешит против нас, то мы уже видим не сам грех, а человека, и спешим осудить его. Двойные стандарты, не правда ли?
Нам следует осудить не человека самого по себе, а грех и страсть, которые его раздирают на части, а человеку, попавшему в греховные сети можно только посочувствовать. Ведь любой из нас несет в себе образ Божий и замутнение его – большая трагедия для каждого человека.
Зачастую мы просто не хотим прощать, так это духовный труд и подвиг, требующий больших усилий и работы над собой. Гораздо легче обвинить другого во всех смертных грехах и гордо дистанцироваться.
А ведь если мы видим какой-то недуг в своем ближнем, то это зачастую означает, что мы тоже одержимы этим же недугом. Порой так Бог указывает нам на наши немощи и грехи.
Господь призывает нас не делать из ближних врагов, а находить в себе силы простить и творить мир вокруг себя. Человек становится победителем только в том случае, если он прощает своего врага. В ином случае победителем становится враг.
Безусловно, любовь к ближнему – недосягаемый идеал для большинства. Однако если стремиться к этому идеалу, постепенно идти к нему, сознательно отказываясь от ненависти, настраивая свою душу на понимание другого человека и сочувствие ему, то наша жизнь непременно изменится. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если человек исполняет заповедь про любовь и тем более – про любовь к врагам, он уподобляется Богу, потому что Бог любит всех: и добрых, и злых.