Митрополит Антоний (Паканич) об актуальной проблеме для каждого верующего.
Потому что мы идем на поводу мира, погружающего нас все глубже и глубже в суету и потоки информации. И не ровен час захлебнуться в них. А ведь именно это главная задача врага человеческого, с которой он с успехом справляется.
Безусловно, ловят нас на наши страсти: у кого-то страсть к обсуждению – пожалуйста, предлагается ему непаханое поле обсудить, осудить, и даже за дело, дать волю «праведному гневу»; для любящего празднословить – тоже великое множество возможностей; склонному к сплетням – работы непочатый край: распространять непроверенные слухи, с чистой совестью клеветать, сгущать краски, радоваться неудачам врагов – даже можно прикрыться при этом благостной личиной защиты правого дела; лентяем тоже есть чем заняться: заявить, что все худо кругом, все плохие, некому верить, и продолжать лежать на диване, вздыхая и бездельничая. Тщеславные и горделивые ищут возможности самоутвердиться за счет других и находят ее.
Этот список можно продолжать и продолжать.
Нам некогда думать о главном – о спасении собственной души: несущаяся отовсюду информация заставляет реагировать на нее, включаться в нее и отвлекаться от главных дел.
Можно ли изменить ситуацию? Думаю, чем дальше, тем сложнее.
Пока не погрязли и не утонули во всем этом, нужно учиться самоконтролю. Постоянному.
Прочитали информацию, получили представление о чем-то и спросили себя: «Для меня это важно? – Да, возможно, важно либо интересно;
Поможет мне это в деле спасения души, личной святости? – Нет, абсолютно не поможет». Следовательно, нам это совершенно не нужно. Что не является для нас спасительным, является разрушительным.
Мы должны с большой осмотрительностью подходить к информации, к тому, что впускаем в себя, чем наполняемся.
Заполнив сосуд грязной, мутной водой, уже нельзя вместить в него чистую, ключевую воду, дарующую жизнь. Жизнь одна, сосуд у нас тоже – один. И от наполнения его зависит наше будущее.
Трудно себе представить преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского или кого-либо из новомучеников, погрязших в постоянных пересудах, бесконечных пустых разговорах, распространении всяческих сплетен, ответах на вбросы и клевету в их адрес. А поводов для этого было и тогда достаточно. Они выбрали другой путь, поэтому и стали святыми. Они предпочли Божие – человеческому.
По-Божьему – не осуждать, не злорадствовать, не сеять смуту, не отвечать злом на зло, не печалиться, доверять Богу, не бояться, радоваться, любить ближнего, прощать всех, заниматься собственным спасением. И преподобные, возможно, через силу выбирали Божие.
А что мы? Лишь тонем в человеческих страстях, добавляя в эту пучину собственных грехов и страхов, и отвергаем Божие, отрицая таким образом саму возможность святости.
Наш удел – шум в голове, постоянная тревожность и страх, ропот и как результат – полное безбожие.
Записала Наталья Горошкова