Комсомольская Правда в Украине
На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
Многие из нас, ступая на путь христианской веры, изучая Священное Писание, сталкиваются с одним постулатом, который совершенно не готовы принять и понять: прощение врагов.
Все внутренние настройки нашего существа, наше воспитание, чувство праведного гнева и справедливости противятся этому, говорят нам об абсурдности данного заявления и невозможности выполнения предписанного завета.
Почему врага нужно прощать? Если человек сделал нам больно, подло обошелся с нашими близкими, предал нас, он должен быть непременно наказан, как минимум нашим к нему презрением и непрощением.
Но христианские истины говорят о пагубности непрощения и мщения. Утверждают о чудодейственной силе прощения и любви к своим врагам. Но как их можно полюбить и главное: за что?
Безусловно, на первом этапе речь идет не о горячей любви, которую мы естественным образом испытываем к своим близким и родным, друзьям, добрым приятелям.
Здесь имеется в виду любовь-сострадание, как понимание того, что человеку, совершившему проступок, упавшему морально, духовно, тяжело подниматься, трудно становиться опять человеком, это мучительный и болезненный процесс, на который могут уйти годы, а то и целая жизнь - и он сам себя уже этим наказал.
Наше же осуждение и санкции - бессмысленны. Обида самым ужасным и разрушительным образом вредит только нам.
Прощение и сострадание нужны не нашим врагам, а нам с вами, нашей душе, которую мы, всякий раз высвобождая от обиды, злости и гнева, спасаем и обновляем.
Поэтому и уделяется такое внимание прощению. Все Евангелие пропитано духом любви, говорит о бережном отношении к ближним, врагам, друг к другу.
Без любви наша жизнь прекращается. Мы можем еще жить на автомате какое-то время, но настоящей жизни, бурной, наполненной светом и красотой уже нет. Мы подобны перекрытому ручью, обесточены и обескровлены.
Пока мы любим, мы живем. Как только зло вкрадывается в наше сердце под предлогом справедливого гнева либо должного возмездия, мы умираем.
Каждый отклик на зло - смерть для души, отклик на добро - возрождение.
Любовь всегда смиренна, она не возносится, не гордится, не оценивает. Она нежно облекает и пропитывает всю нашу жизнь.
Любовь соединяет не созданных друг для друга людей, абсолютно разных и непохожих. Любовь открывает нам в других образ Божий. Любовь терпит и порождает только добро.
Любовь нельзя требовать взамен, это всегда дар свыше. Мы можем только стремиться к любви всем своим сердцем.
И Господь в нужное время незаслуженно и тихо одарит нас ею.