Сергей Комаров
Среди многих заповедей Священного Писания встречаются заповеди о познании воли Божией. Например, апостол Павел в послании Ефесянам говорит: «познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5,17), или: «испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф.5,10). Мы все должны познавать волю Божию, по ней жить. Христианин должен совершать некое духовно-нравственное усилие, пытаясь понять волю Божию о себе.
На эту тему много всего сказано и написано. И получается так, как это часто бывает с подобными темами: при множестве разговоров как-то замыливается, затушевывается самое главное в теме. Мы пытаемся уйти в какие-то глубины, а то, что остается на поверхности, часто игнорируем.
Например, мы забываем о том, что воля Божия давным-давно открыта нам в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся: что делать, как поступить в той или иной ситуации? Жениться или нет, выйти замуж или нет, продать/купить что-то или нет, и так далее. Носимся, ищем ответ. Ищем старцев, спрашиваем авторитетных священников. Но нам не приходит в голову открыть книгу, в которой воля Божия выражена понятным нам, человеческим языком.
Да, конечно, в Священном Писании изложены общие положения, там нет обсуждения всех частностей. Но ведь частные решения человека рождаются из общих положений, из того, что называется мировоззрением. Библия же именно формирует христианское мировоззрение. Она устанавливает в жизни христианина некоторые общие принципы жизни. Если хотите, христианин - это человек, который смотрит на мир глазами Библии.
В Священном Писании можно найти конкретные слова о том, в чем заключается воля Божия, и в чем она не заключается. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18,14) - говорит Христос. Внимание: нет воли Божией на то, чтобы человек погиб! Это важный пункт. Иногда человек погибает и духовно и телесно, и кто-то говорит, что это судьба, воля Божия. Но это неправда! Нет воли Божией на то, чтобы погиб человек!
В то же время Христос говорит: «воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына, и верующий в него имел жизнь вечную» (Ин.6,40). Отсюда, из этих двух цитат, мы можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения. Т.е. Бог хочет, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную. В этом воля Божия. Все, что против этой воле, все, что противоречит нашему спасению, это не есть воля Божия. Следовательно, так жить нельзя.
Это вроде бы прописные истины, правда? Но, оказывается, по этим истинам мы не живем. Мы же понимаем, что нет воли Божией на то, чтобы грешить? Понимаем. Но - грешим. Мы знаем, что наши страсти мешают воле Божией вести нас ко спасению? Знаем. Но - потакаем своим страстям.
Получается удивительная вещь. В главном мы прекрасно знаем волю Божию! Но как раз это главное, из которого исходят все частности, мы не выполняем.
Если говорить о роли Священного Писания в познании воли Божией, то я бы обратил внимание на святых. Святые отличаются от обычных людей тем, что они как раз сообразовывали всю свою жизнь, все свои поступки с той или иной заповедью Священного Писания.
Например, святитель Лука Крымский. Этот святой читал Библию всю жизнь. Он читал на разных языках, толковал, проповедовал на разные фрагменты Нового и Ветхого Завета. Он произнес на библейские темы тысячи проповедей, он жил Писанием, любил его, и, соответственно этому, через библейские тексты Бог открывал ему Свою волю.
В автобиографии святителя «Я полюбил страдание» описано множество случаев, когда знакомые библейские стихи, которые он давно знал наизусть, в какой-то момент открывались ему как слова, сказанные Богом именно ему в конкретной ситуации.
Например, в возрасте 38 лет умирает от туберкулеза жена будущего святителя, и оставляет ему четверых детей. Он читал над гробом покойницы Псалтирь две ночи. Когда он прочитывал 112 псалом, последние слова этого псалма пронзили, поразили его. А слова были такие: «неплодную вселяет в дом матерью, радующуюся о детях» (Пс.112,9). И вот Валентин Феликсович (мирское имя святителя) без малейшего сомнения понял, что эти слова - указание Божие на то, чтобы он передал детей операционной сестре, бездетной вдове, и служил Богу. Утром того же дня он пошел к этой женщине, медсестре, сказал ей обо всем, и она согласилась.
Интересно еще, что начало этого псалма поют при встрече архиерея в храме: «От Восток солнца до запад» (Пс.112,3). Это, по сути, тоже пророчество о будущем епископстве Валентина Феликсовича.
Есть и другой случай. Когда он был в туруханской ссылке, его посетило серьезное уныние. Он молился в алтаре храма и, как он пишет, молился с ропотом, претензиями к Богу. И вдруг он увидел, что изображенный на иконе Христос отворачивает от него Свой лик. Епископ вышел в смятении из алтаря, увидел книгу Апостол, машинально открыл и стал читать первое, что попалось на глаза. Святитель пишет, что не помнит, что это были за строки, но библейский текст произвел на него чудесное действие. Там обличалось неразумие в его ропоте на Бога. Бог дал ему понять, что не оставит его, что скоро будет уже освобождение. Так и произошло.
Еще был случай, когда туруханская ссылка закончилась по срокам, но к владыке Луке не приходило никакого уведомления о том, что он свободен. Он волновался, и не знал, что было предписание задержать его еще на год. Когда отходил последний в сезоне пароход, святитель по своему обыкновению читал утреню. И произошло то же, что и тогда, когда он читал Псалтирь над гробом жены. Последние слова 31-го псалма поразили его как гром: «вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши, утвержу на тя очи Мои, не будете яко конь и меск, им же несть разума; браздами и уздою челюсти их восстягнеши на приближающихся к тебе» (Пс.31,8-9). Т.е. Господь как бы так говорил епископу: «не будь как животное, как дикий конь и осел, успокойся, Я с тобой». И на душе узника воцарился глубокий мир. Он воспринял эти слова как адресованные ему лично, как волю Божию о нем. Через три месяца Господь так устроил, что его отпустили.
Еще был случай, когда Лука получил откровение от Бога на Богослужении, опять же через слова Священного Писания. Читалось Евангелие: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Паси овцы Моя». И вдруг святитель начал рыдать. Эти слова его потрясли. Он сам не мог понять, в чем дело. Понял он впоследствии через годы, когда пережил серьезный опыт охлаждения в вере. Он ушел на покой, перестал служить как епископ, ходил в гражданской одежде, загорал на пляже - в общем, жил как мирянин. И через годы, когда пришло покаяние, он вернулся к епископскому служению. Понял, что Господь его тогда предупреждал.
В истории Церкви много подобных случаев. Например, блаженный Августин в своей биографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Когда Августину было уже за 30, он был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду, и услышал как бы детский голос: «Бери и читай». Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но потом понял, что ему говорит Бог. А что же читать? Он вспомнил, что оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Вернулся, открыл текст, и наугад прочел: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию, ни распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим.13,13-14). И когда он закончил читать, он понял, что это ему лично Бог говорил, и он отныне решил поменять свою жизнь.
Еще Антоний Великий вспоминается. Когда он жил в миру, зашел однажды в храм. Священник читал Евангелие, очень известное место: «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний, который тысячу раз слышал раньше этот стих, почувствовал, что в данный момент с ним говорит Христос. И он раздал имущество и ушел в пустыню.
Преподобный Павел Препростый, святой ученик Антония Великого, услышал, как однажды Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Он послушал, встал, ушел, и не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний спросил: «где ты был?» - а тот в ответ: «учился не ходить на совет нечестивых». Можно еще много подобных случаев привести.
Уместен вопрос: такие вещи бывают только со святыми, или так должно быть со всеми христианами? Ответ очевиден: так должно быть со всеми христианами, то есть по мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе.
Конечно же, это может быть только тогда, когда ум человека плавает в Библии, как рыба в воде. Это Серафим Саровский говорил: «ум христианина должен плавать в Библии, как рыба в воде». Сам Преподобный прочитывал Четвероевангелие ежедневно, а за неделю весь Новый Завет.
Когда ум человека настолько натренирован в библейских текстах, Бог легко может открывать человеку волю Свою через строки Писания. Мы читаем Писание, молимся Богу, и Бог направляет нас. Это норма, для этого и дано Священное Писание. Но увы, насколько мы бываем далеки от этой нормы!
Почему так происходит? Не потому ли, что мы ленивые и не можем найти время на чтение Священного Писания? Пожалуй, да. Но, здесь есть более глубокие корневые причины. У нас нет веры в то, что это занятие необходимо для спасения!
Если мы верим в что- то спасительное для нас, то мы это обязательно делаем. Например, мы верим, что для спасения необходимо ходить на Богослужения, исповедоваться и причащаться? Верим и делаем это. Мы верим, что надо поститься и молиться для спасения? Да, верим и худо-бедно пытаемся поститься и молиться. А почему мы не изучаем Писание так скрупулезно, как это делали святые? Потому что мы не верим, что Писание спасительно для нас. Мы не верим, что это нас спасает. И это неверие в спасительность слова Божьего - одна из проблем нашего христианства.
Как нам хочется получить знание о воле Божией за один раз - спросить у кого-то, поехать за тридевять земель, встретить какого-то старца и все понять! Здесь нет веры и любви, но на горизонте маячит магия. Здесь мало веры - потому что для того, чтобы сделать правилом регулярное изучение Библии, нужно верить, что ты тратишь время небесполезно. И здесь мало любви - потому что любовь к Богу подразумевает изучение Его слова. Если кого-то мы любим - мы же его слушаем? А если неинтересно слово Божие, то, может, и Бог неинтересен?
Разговор о воле Божией – разговор большой. Мы затронули только одну грань этой темы, и довольно поверхностно. Это, так сказать, level one. А погружаться в тему стоит. Потому что мы имеем заповедь: «познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5,17).
И, оказывается, это дело связано с большим трудом. В частности, с трудом ежедневного исследования Священного Писания.