О том, как научиться видеть, чего ожидает от нас в той или иной ситуации Господь, и перестать быть пленником своего «я».
Человек отпал от Бога через отчуждение от Божественной воли, и всё плохое, что произошло в жизни с нами и в целом с человечеством за все время его истории, произошло именно по этой причине.
Воля Божия о человеке заключается в его благобытии
Воля Божия о человеке заключается в его благобытии. Бог и сотворил Адама и Еву ради этого благобытия, и давал им всё необходимое для него. Но тот факт, что человек в какой-то момент оказался неспособен доверять Богу, стал отправной точкой, с которой началось противопоставление собственной воли человеческой – воле Создателя.
Для того чтобы воля человека могла вновь войти в единство с волей Божией, был совершен искупительный подвиг Христа. Мы имеем в Евангелии достаточные для нас указания на то, в чем воля Божия в отношении человека заключается. В каждом из нас заложена способность учиться исполнять эту волю, чтобы во все большей степени она становилась и нашей волей о себе самих. Но при этом в нашей поврежденной грехом природе много и того, что произволению Божию о нас противится — и потому такой естественный и бесспорный, казалось бы, процесс, как приведение нашей воли в согласие с волей Того, Кто любит нас безусловной и ни с чем не сравнимой любовью, всегда сопряжен для человека с преодолением и перерастанием себя.
Что помогает научиться принимать волю Божию и жить согласно ей? Прежде всего, для нас актуально то, о чем говорит преподобный Серафим Саровский: наш ум должен плавать в словах Священного Писания. Это означает, что мы должны знать Евангелие так хорошо, чтобы на каждую жизненную ситуацию, на каждое искушение, на каждое испытание мы могли ответить евангельскими словами – и самое главное, чтобы мы отвечали не только устами, а отвечало наше сердце.
Помимо этого, человеку нужно приобрести один необходимый и постоянный навык: при каждом удобном случае задаваться вопросом: «А что угодно Богу сейчас?» Об этом писал, в частности, преподобный Нил Сорский. И нужно сказать, что если человек действительно живет христианской жизнью, для него в большинстве случаев ответить на этот вопрос не составит труда. Бывают порой затруднительные ситуации: преподобный авва Дорофей говорит, что когда перед нами два зла, из них необходимо выбрать меньшее, а когда перед нами два блага, нужно выбрать большее, – это то, что требует определенного опыта и искусности. Но в основной массе повседневных ситуаций понимание воли Божией не требует ни каких-то особых духовных дарований, ни каких-то особенных усилий.
В основной массе повседневных ситуаций понимание воли Божией не требует каких-то особенных усилий
Есть лишь одно «но». Мы начинаем порой искать ответ о том, что угодно Богу, не там, где это прямо для нас выражено. Мы ищем его в умозрительных построениях и каких-то теориях, ищем с точки зрения выгоды, ищем в своих представлениях о том, какой наша жизнь должна быть, – и забываем обратиться в этом поиске к словам Самого Господа и учению Его Церкви. А если и обращаемся, то тут же порой отмахиваемся от этого ответа, предпочитая «не увидеть» его, не применить к себе. Сколько бывает случаев, когда человек вполне внятно может ответить на Исповеди на вопрос, чего Господь в той или иной ситуации ждет в принципе от человека на его месте, но не может при этом признать, что это требуется конкретно от него. «Это было бы хорошо, но в моей ситуации это нереально…», «так можно было бы поступить, но не в сегодняшнем обществе…». Практически никогда не бывает так, чтобы человек сказал: я понимаю, что воля Божия такова, но я так делать не буду, потому что не хочу. Стоит попытаться разобраться, копнуть в глубину, и мы во многих случаях поймем, что действительно не хотим, и это самое главное препятствие. Вот этому внутреннему диалогу – о том, почему волю Божию исполнить не получается – нельзя давать протекать внутри себя как-то затушеванно и незаметно. Нужно останавливать себя и возвращаться к тому моменту, когда мы в своих решениях пошли против своей совести. Обычно это момент, когда нам вдруг стало дискомфортно, захотелось подумать о чем-то другом.
Еще для того, чтобы научиться исполнять волю Божию, нужно постараться приобрести некое беспристрастие к тому, что с нами происходит. Нужно учиться принимать то, что с нами случается, как объективную реальность, как факт этой жизни. Иногда это бывает очень и очень сложно. Единственный возможный путь в этом случае – всё так же двигаться вперед, но небольшими шажками, подобно тому, как человек, разбитый параличом, учится сначала шевелить пальцами ног, потом – подносить ложку ко рту, и лишь со временем встает вопрос о том, чтобы заново учиться ходить.
Волю Божию о себе не нужно «изобретать»
И еще, конечно, волю Божию о себе не нужно «изобретать». Как не нужно и придумывать себе путь спасения – это то, что Господь Сам для каждого из нас устраивает. Для нас же самым важным упражнением является следующее: научиться понимать, что всё происходящее с нами происходит не случайно – это действие Бога в нашей жизни. И милость Божия заключается подчас в том, что Сам Бог делает с нами то, что нам неугодно, но при этом может пробудить нас от лени и увлечь ко спасению. Порой это элементарные вещи: нам хочется понежиться в тепле, но нужно выходить на улицу – а там снег с дождем. Мы приходим уставшие после работы – а в доме сломался лифт, и нужно пешком на десятый этаж подниматься. Нам хочется услышать от кого-то доброе слово, а нам вместо этого такое говорят, что, кажется, человек лет десять готовился, чтобы нам это высказать и причинить максимальную боль. Мы просыпаемся и хотим наслаждаться жизнью – а у нас болит голова. Любой из нас может вспомнить бессчетное количество таких моментов. И в каждом из них мы, как правило, раздражаемся и еще больше усугубляем свою участь: поднявшись в квартиру без лифта и при этом обругав всех и вся, мы приходим домой уже не только уставшими, но озлобленными и опустошенными. Или, например, человек умудряется так переживать из-за гастрита, который доставляет ему дискомфорт и который он не может по щелчку пальцев излечить, что у него открывается язва желудка.
Наверное, самое разумное, что можно в подобных ситуациях сделать, – это сказать себе: «Вот, я стою перед этим обстоятельством, как перед некой закрытой дверью, и открыть ее не в моей власти. И я могу убиться об эту дверь, но она все равно не откроется, пока это не будет угодно Богу, а могу просто принять это и сохранить свои силы для того, чтобы что-то делать дальше». Опоздал, к примеру, человек на нужный ему автобус – и он так корит себя, так ругает не заметившего его вдалеке и уехавшего водителя, что растрачивает на это все эмоции, все силы, и в итоге унывает и говорит: «Я тогда вообще никуда не поеду». Так происходит потому, что в глубине души нам кажется, будто автобус, если мы будем очень того желать, развернется и приедет за нами. Но мир не вращается вокруг нас, и воля Божия тоже не заключается в том, чтобы во всем нам угождать. И чем раньше мы это поймем, тем лучше, потому что тогда в подобных ситуациях мы будем сразу думать о том, как поступить с наименьшими потерями для дела: дождаться следующего автобуса, вызвать такси или пойти пешком.
Мир не вращается вокруг нас, и воля Божия тоже не заключается в том, чтобы во всем нам угождать
В принципе, этому должен научиться не только верующий, но и любой человек, чтобы его жизнь не состояла из непрерывной череды крушений и разочарований, выбивающих его из колеи. Но у христианина основания принятия того, что он не может изменить, гораздо глубже: это не просто какие-то обстоятельства, которые нам противны, – это школа смирения, без которого нет настоящей любви ни к Богу, ни к людям. И если мы сделаем над собой усилие и постараемся встать на первую ступеньку этого смирения, Господь нас в нашем намерении поддержит, и восходить дальше нам будет уже легче.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что скупому человеку для того, чтобы научиться отдавать, можно отдавать вначале только то, что ему самому не нужно. От этого гораздо легче перейти к тому, чтобы делиться тем, чем делиться прежде не хотелось, потому что у человека появляется навык отдавать, и этот навык влияет на его устроение. Подобным же образом можно поступать и учась жить по воле Божией. Сначала мы просто учимся принимать ее хотя бы там, где ничего не можем изменить. После этого у человека постепенно появляется способность что-то по воле Божией делать, а затем – волю Божию исполнять во всей своей жизни. И если мы, не откладывая, начнем упражняться в этом в каких-то самых простых ситуациях, то непременно с помощью Божией окрепнем.
Нужно понимать, что бывают в жизни человека моменты, которые все его бытие буквально переворачивают – и от того, примет он в этой ситуации волю Божию или нет, зависит вся его дальнейшая жизнь. Может быть, с нами ничего подобного и не случится, но именно к таким моментам мы должны оказаться по-настоящему готовы. Потому что в любом случае наша человеческая жизнь через всё, что мы проживаем, восходит к моменту распятия Спасителя – моменту, в который мы либо окажемся в толпе, кричащей «распни», либо будем с Ним на Голгофе. И вот тогда бывает очень тяжело. Но ради этого – ради того, чтобы оказаться со Христом – мы и трудимся.