Владимир Басенков
21 грамм – ровно столько, согласно теории Дункана Макдугалла, весит душа человека. Ровно столько от физического человека весит «территория, подвластная Царю». И через эти ничтожные с точки зрения материи граммы открывается дверь в бескрайние просторы вечности.
Почему? Потому что душа бессмертна. Подобно персонажам фильма «Аватар», телесная оболочка служит носителем тех 22 граммов, в которые вложены образ и подобие Бога-Троицы (Быт. 1:26). И с помощью этой оболочки человек за отмеренные ему десятилетия жизни работает (или нет) над преображением души.
Трансгуманисты извратили данный подход и предположили, что в тело заключен человеческий разум, и его необходимо освободить через победу над смертью и возможность жить вечно… на земле. Христианин же рассматривает тварный мир как временное пристанище, с одной стороны, а с другой понимает, что окончательное наступление идеального мира для него лично возможно только после физической смерти тела и наступления времени Страшного Суда. Идеальная жизнь ждет верующего только в Царстве Небесном, о наступлении которого мы просим Бога каждый день в молитве Господней (Мф. 6:10).
Но где это Царство? Оно только приблизилось (Мф. 4:17) или уже наступило (Мф. 11:12)? А если оно внутри человека (Лк. 17:20), стоит ли его искать (Мф. 6:33)? Святитель Иоанн Златоуст писал, что дверь в Царство Божие находится в сердце человека. На память сразу приходят знаменитые слова Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). Получается, что исполняя предписания Спасителя, человек формирует свою реальность, неспешно входя в то самое Царство. А еще точнее, преобразует личный внутренний мир в соответствии с законами и правилами Божественного мира. Законы и правила – не самые лучшие слова, чтобы описать установления Царства Бога. От этих человеческих понятий неизбежно веет некой ограниченностью и теснотой. А законы Бога – они, наоборот, о свободе, о падении тесных рамок. Божественные принципы лишают человека всех стеснений, которые он может ощущать в сердце под действием внутренних блоков и ограничивающих убеждений.
Получается, что Царство Небесное – не абстракция, которая наступит в метафизическом завтра и не второй этаж, на который человек поднимется исключительно после разлуки души и тела. Спаситель обещает, что некоторые из верующих (или все христиане?) не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1). Нельзя ли сказать, что мы действительно его видели? Нас крестили, мы с сокрушением просили у Бога прощения на исповеди, нам выпала честь принимать Тело и Кровь Спасителя на литургии… Мы ведь видели, как после соприкосновения души с Богом через Его таинства наши глаза начинали видеть тот же мир, но и в иных красках? Получается, мы видели Царство Божие…
Но ведь оно совсем не за пределами нашей грудной клетки, наоборот, оно внутри нас (Лк. 17:20). Нам дана великая честь носить в себе по земле частичку Царства Бога или хотя бы дверцу в него, о которой мы знаем. Вход в вечную жизнь нужно держать свободным, как эвакуационный выход. Ведь смерть тела, как пожар и любая катастрофа, подкрадывается незаметно. Соблюдение правил безопасности на случай происшествий помогает человеку выбраться из пылающего здания. Заваленные, закрытые или забытые эвакуационные выходы преграждают путь к спасению, к тому, чтобы выбраться за пределы охваченного огнем строения.
Понятна аллюзия на грехи, которые просто не дают человеку этой двери, Христа, увидеть в своем сердце. Смерть застает всегда внезапно, вдруг, а там, где должен бы виднеться спасительный выход, свет в конце тоннеля – тупик. Жизнь христианина вообще похожа на постоянную борьбу специалиста по пожарной безопасности с нерадивыми насельниками эксплуатируемого здания: наши страсти, как теряющие бдительность сотрудники предприятия, постоянно чем-то заставляют спасительный выход. А пожарный инспектор, в лице нашего трезвого разума, регулярно проход к этой двери очищает.
И через эту дверь мы можем каждодневно спасаться от бесчисленных переживаний и проблем. Один только взгляд верующего в сторону Христа помогает с облегчением выдохнуть. У кого-то есть проблема, у нас есть Бог. Мы носим в себе Его образ и подобие, каждый день стараемся стать хоть немного лучше, значит, Царство Божие действительно приблизилось к нам. Но, конечно, будет слишком самоуверенно назвать и себя его стопроцентным причастником, и сказать о наступлении этого Царства в «силе и славе» уже сейчас. Можно открыть дверь, стоять на пороге вечности, наслаждаться свежим ветром благодати Святого Духа и лучами яркого солнца правды нашего Бога.
Тех, кому доступно видение, а затем и вхождение в Царство Небесное, Господь называет счастливыми или, как более привычно нашему слуху, блаженными. Инструкция из девяти пунктов открывает секреты жизни в вечности с Богом уже сейчас. Постоянный самоанализ, адекватная духовная самооценка и покаяние как способ очистить душу от несовершенства, доброта и отсутствие злобы в принципе, стремление к жизни по Евангелию, умение прощать и приходить на помощь другим людям, рождающаяся от этого чистота мыслей и сердца, стремление к жизни в мире с собой и людьми, готовность пострадать за свою веру и стойкость в религиозных убеждениях выступают залогом обретения человеком подлинного счастья.
Слова остаются словами, Евангелие давно проповедано, о нем так или иначе слышали все живущие на планете людьми (исключая, может быть, отдельные племена из дремучих лесов Амазонки). Желание обрести Царство Божие в душе должно начаться с твердого внутреннего намерения изменить тем принципам, на которых мы дожили на бренной земле до сего дня. Встреча с собой настоящим через взгляд на заповеди настоящего счастья, предлагаемым нам Спасителем, позволит нам лучше понять себя и принять решение о готовности открыть дверь сердца Христу. Первые мгновения этого опыта могут больно обжечь душу горечью несоответствия и отчаяния по поводу возможности достижения того блаженства, о котором говорит Бог. Но Царство Небесное силою берется, и главный помощник в этом – Господь.
Доверие Ему и просьба помочь в столь непростом деле будет важным залогом успеха. Ведь Он не бросал слов на ветер, говоря, что мы можем не вкусить смерти, а уже увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1). Для этого мы должны начать жить в вечности сейчас, усилием воли и каждодневным напряжением сил оборачивая свой внутренний взор в сторону двери в мир счастья, имя которой – Христос.