На фоне пандемии коронавируса (реальной и информационной) человечество вдруг задумалось о табуированной в обществе теме смерти.
Возможность лишиться жизни приводит современника в состояние паники, ведь он не привык размышлять на эту тему серьезно. Но смерть не финал человеческого существования.
Ну не могут люди примириться с фактом того, что однажды умрут. Ограниченность сроков пребывания на планете Земля – центральный вопрос цивилизации, хотя о нем и не размышляют в широких кругах и публично, предпочитая прятаться в бесконечном потоках бесполезной рутины и веселяще-праздных развлечениях. Смерть – вопрос без ответа, а потому его постановка неизбежно затрагивает сферу духовного, от которой материалист спешит отмахнуться. Но неужели с последним вздохом все закончится? Тогда тем более бесполезно многое из того, чем мы ежедневно заняты. Потому что рано или поздно все это станет бессмысленно.
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Христос обещает людям воскресение из мертвых и вечную жизнь. Кроме того, Он говорит о том, что их минует участь Суда Божьего. В очередной раз Спаситель показывает, что вечное счастье доступно, во-первых, тем, кто организует жизнь по Его заповедям. Здесь и заповеди блаженства, и вся мудрость, исходящая из уст Христа, и, конечно, главенствующий закон любви. Иисус, как и всегда, говоря как власть имеющий, в то же время остается смиренным: Он не называет себя Богом, но апеллирует к Богу-Отцу. Поэтому, во-вторых, ищущим вечного счастья Христос указывает необходимым условие веры, то есть доверие Богу-Творцу.
Говоря очень грубо, человек должен самостоятельно, искренне и свободно открыть для своего разума факт существования Высшего Существа вселенной, Создателя всего и вся. Материализм ущербен, так как фактически ампутирует духовную составляющую жизни человека. Атеизм напоминает добровольное членовредительство, когда выкалываются глаза или отрубаются ноги по собственной воле с провозглашением таковых действий по отношению к себе как некоей добродетели. Бога не сможет увидеть тот, кто этого не захочет.
Христианские проповедники недаром регулярно говорят о том, что неспособные рассмотреть в сердце Господа здесь не смогут увидеть его и по окончании земной жизни. Укрепление уверенности в Боге подобно развитию интеллекта, путешествию по неизведанному миру (которым оказывается собственная душа). Труд по развитию ощущения Бога в себе и выступает способом укрепления веры.
Человек, принявший для себя решение о реальности существования Бога и стремящийся к исполнению заповедей, данных Иисусом Христом, и есть тот, по слову Спасителя, кто избежит осуждения совести на Страшном суде. Оказавшись однажды мертв, этот верующий искренне человек воскреснет и будет с Создателем вечно. Вечность эта начинается уже сейчас, ведь Христос для того и пришел, чтобы воскресить, прежде всего, засыхавшие без благодатного общения с Богом души. И Он никуда не ушел, Он здесь, среди нас, верующих в Него. Не случайно есть знаменитый православный лозунг «Христос среди нас!», ответ на который звучит так же жизнеутверждающе: «Есть и будет!».
Пока у нас есть тело, предназначенное для совершенствования души, мы можем приложить усилия для того, чтобы Христос воскресил наши души. Пусть это воскресение станет началом нашего перехода из временной, смертной жизни в счастливую вечность.
Владимир Басенков
Материалы по теме:
Размышления на карантине