«Смерть не зло, но зло после смерти мучиться. Равно смерть не добро, но добро после смерти быть со Христом».
Святитель Иоанн Златоуст
Трудно спорить с тем, что человек есть воистину венец творения. Он, будучи образом Божиим, наделен от Господа своего удивительными творческими способностями. В основе великих свершений науки, различных шедевров культуры лежит человеческая мысль. Неудивительно поэтому, что необычайные возможности человека нередко в истории приводили к его обожествлению. Ведь не всегда «венец творения» признает над собой своего Творца. Часто человек злоупотребляет дарованным ему от Бога величием: вместо любви и благодарности отвечает Ему надмением и черствым равнодушием.
Вот и многие знаменитые философы и писатели воспевали человека как существо совершенное и исключительное, возводя его, словно некое божество, на пьедестал. Вспоминается из Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!» Иногда можно натолкнуться на недоумение какого-нибудь талантливого человека, почему он всего лишь человек, а не бог. Да и стоит признаться, что каждому из нас свойственно быть о себе высокого мнения. Многое познал человек, многое себе покорил. Только повсюду и слышишь: «Человек – владыка мира, хозяин планеты», «Человеку стало всё подвластно», «Появляется человек новой формации, человек будущего».
Только вот одно смущает «владыку мира», в одну сторону он боится обратить свой взор, одно остается всегда неизменным – человек по-прежнему смертен. Боится человек смерти, не любит о ней помнить, в том числе и потому, что она сбивает с него всю его спесь и превращает его «планы на жизнь» в ничто. Как ни бились многие великие умы, искавшие эликсир вечной молодости, но так и не избавили человечество от владычества пожирающей его смерти. Они сами ушли вслед за многими.
Грехопадение первых людей стало матерью смерти, с тех пор она вошла в природу человека. Люди уже рождаются с падшей, смертной природой, которая себя соответственно и проявляет: болезни, старение, различные немощи – смиряющая физиология. По той же причине зло совершить человеку легче, чем добро.
Хотя и воспринимается людьми смерть как нечто естественное и неизбежное, даже нормальное, но все-таки она есть явление духовного мира. В ней можно увидеть некий спасительный мост, соединяющий земной мир с вечностью. Спасительный потому, что только она, часто как последнее средство, может привести в чувство прельщенного суетой мирской человека. Смерть можно назвать солью Божией, которая еще способна спасать человечество от скорого и полного нравственного растления.
Для грешника она пугало и источник душевного дискомфорта, о котором хочется поскорее забыть, для человека же серьезного и здравомыслящего смерть есть источник духовной радости, свидетель Божиего присутствия в мире. Недаром многие подвижники духовной жизни благодарили Бога за то, что Он сделал временной жизнь человека на земле, поставив смерть неким стражем, защищающим благочестие от полного исчезновения в мире, который «во зле лежит» (1 Ин. 5: 19). Смерть дышит на нас вечностью, напоминая человеку о приближающемся переходе его в мир духовный. Она дает очень точную оценку трудам человеческим, полагаемым ради жизни временной, посрамляя их тщетность и суетность.
Души людей поразило бесчувствие, которое проявляет себя и в том, что многие из них не замечают очевидное и удивительное – чудесный характер собственного существования и красоты окружающего мира. Они воспринимают себя и мир как должное, на уровне привычки.
Только вот к явлению смерти трудно привыкнуть.
«О чудо! Что это за таинство, совершающееся с нами?» – воспевает о смерти в своих погребальных песнопениях преподобный Иоанн Дамаскин. Действительно, смерть – это некое чудо, воюющее против нечувствия в душах людей, приводящее в недоумение и отрезвляющее человека, заставляющее его удивиться. Именно она, без приглашения вторгающаяся в забывший о Боге мир людей, заставляет многих из них задуматься о вечном и о смысле пребывания человека на земле. И только уже прельщенные ложью мира сего и умерщвленные суетой души остаются бесчувственными даже к явлению смерти.
Смерть чудесна потому, что она как явление необычна сама по себе, особенно на фоне усыпляющих нас будней; она чудесна потому, что не вписывается в мироустройство человека, живущего только заботами века сего, человека, на жизненном пространстве которого не находится места ни для Бога, ни для Церкви Христовой, ни даже для его собственной души. Смерть несет в себе некую духовную инаковость, неотмирность по отношению ко всему земному.
Современный человек так серьезно и увлеченно озабочен тем, как прокормить, одеть и развлечь себя, что часто забывает о самом существовании смерти, относя ее больше к другим, чем к себе, притом что Бога он в расчет вообще не берет. Заботящиеся о плоти своей больше, чем о душе, люди смотрят на мир Божий упрощенно и пошло, ничего особенного в нем не видят, используют его только для собственного потребления. И только смерть не дает человеку построить земной рай, возвещая ему о мире ином и чудесном.
Любую, даже самую мощную систему жизнедеятельности человека смерть попирает в прах и тлен. Она, как свежий ветер, врывается в затхлую и усыпленную грехом рутину человеческой жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, смерть разрушает «житейское лукавое торжество суеты». Она, словно вор, скрытно и внезапно похищает не приготовившуюся к встрече с Богом душу.
Человек живет на земле, чтобы через покаяние изменить свое греховное произволение на следование заповедям Божиим и тем самым подготовить себя к будущей жизни в Царствии Божием, в Царстве Любви и Святости. Туда не войдет ничто злое, гордое и нечистое – чуждое Богу. И потому удивляет бесстрашие людей, живущих беспечно и помышляющих нередко, что райские обители, несмотря ни на что, им уже обеспечены. «Бог всех простит!» – машут они рукой на вопрос, почему они избегают посещать храм Божий. Видимо, подобные люди не считают необходимым различать в своих поступках добро и зло, правду и грех.
Другие же живут по принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» Они отрицают загробную жизнь и в развлечениях хотят забыться, чтобы не думать о смерти. Один богослов назвал таких людей «покойниками в отпуске». По их странной логике, разумный человек приходит из небытия в бытие, чтобы затем опять уйти в небытие. Как же тогда смехотворна, нелепа и унизительна такая временная жизнь ни для чего, в которой всё, даже самое великое, пожирается тленом!
Немало жестоких преступников – убийц, насильников, вымогателей – избегает справедливого возмездия от суда на земле. Здравый смысл и вложенное в нас чувство справедливости не могут смириться с этим и всегда в подобных случаях обращаются за отмщением к Небу. И действительно, человек есть существо с нравственным содержанием, добрым или злым, его поступки проходят через суд совести. Поэтому могила не спрячет от Бога все – большие и малые – преступления человека на земле. Ведь совесть не подвержена тлению плоти, она поставляет душу человека выше могилы на Суд Божий. Поэтому укоры совести в нашей душе есть достаточное доказательство грядущего Суда Божия и загробного существования человека в вечности. Явление же смерти помогает совести быстрее докричаться до человека.
Никто из великих мира сего не избежал смерти, хотя некоторые из них пытались поставить себя на место Творца, требуя от людей воздавать им почести как божеству. Находились из них и те, кто обещал людям построить рай на земле. Гордыня ослепила их разум до такой степени, что они и думать забыли о своей смертности. Но смерть жестоко
посмеялась над ними. От многих таких «богов» и следа не осталось на земле, их вечная участь плачевна.
В наше время многие тоже хотят быть великими и знаменитыми, хотят повелевать народами и быть владыками душ человеческих. Подражая их примеру, даже обыватели взращивают «божество» собственного «я», не считаясь с присутствием в мире истинного Бога. Как же важно и спасительно таковым людям обратить свой взор на примеры прошлого и вразумиться судьбами уже ушедших поколений, вспомнить, что они всего лишь смертные люди. Может быть, эта мысль поможет им познать свое истинное предназначение.
И главное – при этом не забывать прибегать к источнику живой воды – святоотеческой мудрости: «Человек бывает ложь и суета, ежели не помнит о вечном блаженстве и не готовится к нему… Помни смерть – и не захочешь с миром веселиться. Воистину сия суета и роскошь мира сего омерзеет тебе», – утешительно назидает преподобный Георгий Затворник.
Ведь смерть всегда готова заступиться за Владыку жизни человеческой и посрамить вселенское безумие людей, пренебрегающих Им. Желающим же познать Истину смерть помогает Ее найти. Истина же у Того, Кому смерть покорилась, перед Кем она оказалась бессильна. А миру явился единственный победитель смерти – Иисус Христос; Он же есть Путь, Истина и Жизнь.
Священник Олег Булычев
pravoslavie.ru