На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
Из Священного Писания мы знаем, что мир небесных сил разделен на два диаметрально противоположных лагеря. С одной стороны, святые Ангелы, непрерывно служащие Богу и достигшие такого совершенства любви ко Творцу, что уже не могут отвернуться от Него. С другой стороны - сила, которая по зависти отпала от Бога и все свои качества ума и воли направила на ненависть к Нему и уничтожение венца творения - человека.
Все они - духи бесплотные и поэтому не поддаются лицезрению нашими телесными глазами. Однако все меняется, когда со смертью происходит разделение души и тела. Наша душа, будучи сродна по природе с ангельской, после смерти входит в непосредственное соприкосновение с ними.
О потусторонней реальности ярко свидетельствуют повествования о мытарствах. Мытарства - это образы предварительного Суда Божия над душой сразу после смерти. Прежде всего, это злоба дьявольской силы, пытающейся употребить все известные ей козни с одной и той же целью - погубить душу. Вместе с тем, мытарства отображают состояние самой души, обнажившейся с потерей тела.
Главной движущей силой человеческой жизни являются сердечные желания, которые человек стяжал и воспитал. Свои страстные желания чаще всего мы реализуем через плоть. Плоть со смертью уходит в землю, а страстные желания остаются, и душа не может их исполнить, испытывая от этого нестерпимые муки.
Души же праведников, души христиан, умерших в покаянии, силой церковной молитвы преодолевают мытарства.
Пока есть время, мы должны пересмотреть свою жизнь, осмыслить и определить ее целью борьбу с грехом, стяжание добродетелей и исполнение главной заповеди Творца - заповеди любви. Тогда смерть становится лишь средством к достижению райского блаженства.
КП в Украине