«…Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21:10–11).
Когда люди рядом с Христом восхищались убранством Иерусалимского храма, Он дал понять, что ничто временное не вечно. А настоящую ценность представляет тот храм, что находится в сердце человека. И заботы по его благоукрашению добродетелями есть важнейшая задача христианина. Вроде всё банально, и требует оговорок, что церкви всё же нужно украшать в мирное время, с этим никто не спорит, но заботиться важно о душе… Человек не всегда понимает хорошие примеры, но очень ясно может вообразить плохие последствия своих ошибок. Христос говорил ученикам буквально о разрушении святыни ветхозаветной Церкви и иносказательно о повторяющихся событиях будущих времен. И говорил Он о тех моментах истории, в которые общенародное падение достигало критической массы, после чего срабатывали механизмы необратимых процессов.
Проблема человечества в том, что оно всё время забывает о духовной природе вселенной. Нам часто начинает казаться, что мы состоим из тела, да и только. И это увлечение становится фатальным, особенно когда приобретает масштаб планетарного характера. Происходит духовный сбой, люди массово впадают в грех, избирая себе за правильные ориентиры ложные, незаметно превращаясь из носителей «гуманистических ценностей» в служителей духов злобы поднебесной. Любил ли отец лжи людей, искушая их нарушить заповедь Бога? Он призывал их к правильному и свободному выбору? Он обманул их, под видом свободы сунув ложное, опасное, губительное решение, приведшее к падению и поставившее человечество на путь гибели.
Но людей «вытащил» Бог, напомнив, что же такое любовь, главный Божественный принцип вселенной, заложенный и в человеке как в образе и подобии Творца. С приходом Христа мир начал постепенно, но преображаться, и именно благодаря любви, дающей творческую энергию человечеству и возвышающей его над низменной природой. Но стоило от этого пути отойти – менялась вся направленность мыслей и действий целых народов, от созидания они переходили к разрушению, либо идя войной на соседа, либо погибая от меча более сильных. Войну можно назвать квинтэссенцией зла, какими бы благородными мотивами ее ни маскировали. Вражда одного человека против другого в любом проявлении, противостояние целых стран друг другу глубоко противоположны тому, что называется любовь. Но за собой эти действия не несут положительных последствий, обязательно генерируя в пространстве тонны людского горя.
На духовное падение реагирует даже природа. Преподобный Иустин (Попович) писал, что «разлитое через человека… зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в Божественное устройство вселенной». И в этом трудно усомниться, вспоминая отчаянный плач прошлых поколений, запечатленный в древних трактатах или более современных шедеврах литературы, убежденных, что засуха или землетрясение, моровое поветрие или пожар были посланы им за грехи перед Богом.
Почему история с COVID-19 случилась с людьми именно сейчас? Не оттого ли, что стал выплеском невидимой, висевшей в воздухе духовной напряженности, отдававшей для одних запахом безысходности, для других – вполне приятным ароматом греховной радости? Это, конечно, не единственный пункт в печальной мировой повестке и уж тем более в трещащих от столкновения с испытаниями судьбах миллионов людей. Ванильные фразы о том, что мир нужно стараться делать чуточку лучше, на самом деле имеют очень глубокий смысл. Помните поминаемую к месту и не к месту фразу «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся»? Это как раз про то, чем нам нужно заниматься в первую очередь. Только любовью Христовой мы сможем что-то изменить в мире вокруг себя.
Владимир Басенков