Оно уже здесь. Но не все заметили.
Христиан часто спрашивают, иногда искренне, иногда ради насмешки, где ваш Бог, где Его Царство, почему люди ничего этого не видят, а мир странным образом не живет по законам своего же Создателя. Нас может взять оторопь: действительно, как объяснить человеку то, что с трудом поддается описанию и уж точно не видно физическому зрению? Да мы и не привыкли задаваться такими вопросами. Вера однажды озарила наше сердце, Господь коснулся души животворящим перстом, а мы воспылали необъяснимой тягой Христу и Его дарам. Интуитивно верим, боремся со злом в себе, участвуем в Таинствах, стараемся сделать мир чуточку лучше или хотя бы не испортить его своими поступками, но ощущаем присутствие Бога и понимаем, куда на самом деле нужно двигаться, даже если регулярно совершаем ошибки. Самое простое, что мы можем ответить: что чувствуем Господа сердцем, а в Его Царство – так хорошо, что где бы оно ни находилось, нам бы очень хотелось оказаться там и остаться навсегда. Не видят Бога те, кто не хочет видеть, следовательно, мир свободных людей получает такую жизнь, которую выбирает – без Создателя.
Конечно, такой ответ породит новый виток дискуссии ведь возможно, целью её начала и не была попытка со стороны собеседника докопаться до истины. Наша вера во многом – это «приди и виждь», опытное постижение невидимого через постоянное глубокое переживание и соприкосновение с Великим. Великое отвечает христианину передачей благодати, наполняющей душу непередаваемым состоянием радости, легкости, свободы, свежести, доброты и любви. Мы понимаем, что в Царстве Божьем будет как-то вот так, скорее всего, в тысячи раз сильнее, без влияния на нас мира материи и отвлечения, происходящем в нем.
Так называемого конца света ждали и ждут народы совершенно разных культур. У христиан благодаря апостолу Иоанну Богослову осталась книга Откровения, в которой изображены события, и буквальные, и символические, описывающее времена накануне и в момент пришествия Христа. Конечно же, размышления над этой книгой и её содержанием и вчера, и сегодня порождают попытки рассмотреть аллюзии на нее в современности. Люди в страхе ожидают глобальных потрясений, и вот возникла буквально из ниоткуда в относительно беззаботном мире серьезная проблема, неочума, вылившаяся в пандемию, более того – сопутствующие ей изменения в экономике планеты, взаимоотношении общества и государства, в людях, в конце концов. Что, финал близок и скоро наступит Царство Божие? Может, и да, а может, и нет.
Иоанн Креститель начал свою проповедь словами «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Две тысячи лет назад – и оно приблизилось, но так и не наступило? О чем он вообще? Пророк говорил о Царстве, которое уже вскоре должен был открыть людям Христос. И вот на проповедь выходит Спаситель, но он внезапно говорит абсолютно непонятные людям слова: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Какое царство может быть внутри меня, совершенно обыкновенного человека, ростом ниже двух метров, в ширину и того меньше? Апостол Павел объясняет, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), то есть не материя, а… состояние. И Царство Божие, как говорит Христос, не наступит заметным образом. И, очевидно, оно наступит для каждого в свое время. Ведь «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). То есть уже две тысячи лет как у каждого человека (только вдумайтесь, сколько эпох сменилось) такая возможность была, есть она и у ныне живущих.
Приход Царства Божьего происходит в сердце конкретного человека вместе с его покаянием и плачем о грехах, очищением от заразы страстей, принятия благодати Святого Духа от милосердного Бога. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), – говорил Христос ученикам перед событиями Преображения. И впоследствии стремление увидеть Царство Божие породило целое движение исихастов в христианстве, также живших в разное время и видевших пришедшее персонально для них Царство.
Бог вне времени, и Он обязательно придет к нам, стоит только позвать. Благодать, воцаряющаяся в нашем сердце уже сейчас посредством молитвы, Таинств и добрых дел и есть ощущение этого невидимого и желанного Небесного Государства. Дай Бог, чтобы его очертания становились куда яснее с каждым днем нашей земной жизни, представ во всей красе и величии в её финале.
Владимир Басенков