В преддверии Великого поста появляется повод поговорить о таком явлении современности, как веганство.
На первый взгляд кажется, что между веганством и христианством нет противоречий.
С одной стороны, веганство (образ жизни, стремящийся к исключению любого насилия в отношении животных) руководствуется этическими побуждениями. По мнению веганов, убивать животных ради еды, одежды и других нужд – неэтично.
Логика, в принципе, понятная. Но веганы идут дальше, в отличие от обычных вегетарианцев (людей, которые просто отказываются от мяса, чтобы не убивать животных) многие из них требуют отказаться от любой «эксплуатации» представителей животного мира, даже там, где животное не обязательно убивается, например, от употребления молока и шерсти, проведения опытов над лабораторными животными, от содержания домашних животных и многого другого.
По мнению веганов, в страдании животного мира повинен человек. Отчасти это действительно так. Согласно учению Церкви, и смерть, и убийство (в том числе и животных) пришло в мир с грехопадением наших прародителей и прекратятся они лишь в обновленном мире после Второго пришествия Христа. А пока в нашем грешном мире одни животные употребляют в пищу других животных, убивая их. Так же, как и человек, употребляя в пищу одних животных и используя в той или иной мере – других. Поэтому, просто исходя из биологических соображений, было бы странно требовать полного отказа человека от животной пищи, оставляя такое же право самим животным.
Конечно, христиане тоже отказывают себе в пище животного происхождения (полностью или частично, временно или навсегда). Но, в отличие от веганов, у христиан иная цель: это не тщетная попытка изменить биологические законы падшего мира, а конкретная аскетическая практика. Так, мы ограничиваем для себя употребление пищи животного происхождения на время постов для обуздания собственных страстей. Хотя, безусловно, одним воздержанием от мяса пост не ограничивается. Пост –это время покаяния, время усиленной молитвы, время наиболее внимательного отношения к ближним. И вот здесь кроется коренное отличие христианского поста от веганства.
При всей своей, казалось бы, беззаветной любви к животным веганы очень не любят своих ближних – т. е. людей. Вот что, например, говорит о людях, не разделяющих его взглядов, один известный веганский активист из США Гэри Юрофски:
«В глубине души я искренне надеюсь, что угнетение, пытки и убийства вернутся к каждому безразличному человеку в десять раз! Я надеюсь, что сыновья случайно застрелят своих отцов на охотничьих экскурсиях, а мясоеды будут страдать от сердечных приступов, которые медленно убивают их. Каждая женщина, одетая в меха, должна претерпеть изнасилование, настолько жестокое, чтобы покалечить их навсегда... И, наконец, да поднимет ирония свою чудесную голову – в виде исследователей животных, которые подцепят калечащие заболевания и [пусть они] мучительно умирают, потому что исследовательские доллары, которые можно было бы использовать для их лечения, были потрачены впустую на варварскую, ненаучную практику вивисекции».
И это не какое-то единичное проявление. Стоит лишь немного почитать веганские форумы и группы в интернете, чтобы понять: такое умонастроение для веганов в порядке вещей.
Опять же стоит отметить, что большинство веганов одновременно разделяют и все радикальные антихристианские движения – за права сексуальных меньшинств, за новую гендерную идеологию и тому подобное.
Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы жалеть животных – любой подлинный христианин испытывает сострадание ко всему творению. Но христианам, увлеченным какой-либо новомодной идеологией, всегда нужно спросить себя, насколько эта идеология следует закону любви – на деле, а не на словах. И если эта «любовь» порождает ненависть, это означает, что данная идеология не от Бога.
Записала Наталья Горошкова