Душа и чувственность. Дух и благодать
Каюсь, но люблю хорошую современную музыку. Сильные, высокие голоса с песочком и хрипотцой, оркестр, шикарные, сочные аранжировки. Поэтому всегда, когда есть возможность, с удовольствием смотрю шоу «Голос». Совсем недавно послушал новый концерт Григория Лепса. Что называется, зацепило. Но когда концерт закончился, все чувства смело пустотой. И так бывает всегда, когда испытаешь какие-то сильные эмоции. Хоть положительные, хоть отрицательные. Не важно. В любом случае, после сильных чувственных ощущений в душу обязательно вползает пустота. Это духовный закон. Такой же, как закон гравитации, например. Грешный человек бунтует против этого закона и пытается пустоту снова заполнить. Отсюда у людей возникают увлечения чувственными наслаждениями, а потом и зависимость от экстрима, алкоголя, наркотиков, секса, музыки, вкусной пищи, красивой одежды, а также гнева, сплетен, болтовни и много чего еще. Все зависимости – это результат нашего стремления к сильным чувствам, чувственным удовольствиям и развлечениям.
Когда опытным путем приходишь к осознанию этого закона, становится понятным, почему. Церковь учит нас, что истинная христианская любовь – это не чувства. Вернее, что чувства – это еще не любовь. Потому что чувства могут закончиться или трансформироваться, как, например, после хорошего концерта, пьянки или других плотских удовольствий, а любовь так и не наступить.
Поэтому христианская любовь – это не только чувства, а способность творить добро и жертвовать собой ради кого-то, не зависимо от чувств, а часто и наперекор чувствам.
Все войны и преступления происходили и происходят, благодаря следованию порывам своей душевной чувственности. Гитлер и его соучастники, многие другие убийцы и маньяки были великие чувственники и душевные люди, как бы странно это ни звучало. Они ценили искусство, архитектуру, музыку, любили животных, но были способны убивать десятки, сотни, тысячи, миллионы людей, жестоко и без всякой жалости. Чувственные, душевные люди способны страдать и плакать, радоваться и смеяться, но способны и предавать, и убивать, и совершать любые преступления ради своих чувств или порывов души. Но всегда и все для тех, у кого душа живет только порывами чувств, заканчивается крахом и пустотой. Из этого следует, что духовный человек это не тот, кто ходит в оперный театр, разбирается в живописи и поэзии, читает классические романы, а духовность – это не изысканные чувствования и переживания. Иначе любого маньяка или содомита (они, как правило, чувствительны, начитанны, активны, очень любят музыку, балет, театры, борются за права животных и людей) можно было бы назвать глубоко духовными людьми. Но мы же знаем, что духовные люди не могут быть такими, как они. Так что же такое духовность?
Духовность – это жизнь по духовным законом бытия. Жизнь с Духом. Духом Божиим.
Это не значит, что духовный человек не имеет чувств. Сам Господь, как мы знаем из Евангелия, гневался, радовался и даже плакал. Но все эти чувства другого порядка, питаются от другого Источника, имеют другие плоды и не ведут к страстям и зависимостям. Именно потому, что эти чувства и вся душа Иисуса Христа согласны с Духом Божиим. А Дух дает благодать, которая делает чувства бесстрастными.
Церковь учит нас, что изначально, до грехопадения, в человеке над всем стоял Дух, потом душа, которая подчинялась Духу, и последней в этой иерархии стояла плоть (тело), которая подчинялась душе и Духу. После грехопадения над всем стало властвовать тело. Что захочет наша плоть, к тому душа и склоняется. Хотят уши услаждения музыкой – вот вам музыка. Разная, и чем дальше, тем изощренней, чувственней, вызывающая плотские страсти и желания – рок, джаз, эстрада, рэп… Хочет утроба вкуса – вот вам поварское искусство, рестораны, бары, ну и т. д.
Чувства заняли в человеке первое место. Результат мы видим. Вся наша современная жизнь – это результат постоянного изгнания Духа Божиего, а значит и Божией благодати из нашей жизни. Над всем властвует плоть. И чтобы вернуться в прежнее состояние, нам необходимо на первое место в нашей жизни вернуть Бога и с Его помощью начать пытаться возноситься духом над своим телом.
Диакон Олег Рыжков