Да. Бог создал нас, людей, свободными. Мы абсолютно свободны в своем выборе, желаниях, мыслях, словах и действиях. Но парадокс в том, что при нашей абсолютной свободе мы не можем быть абсолютно свободны и всегда от чего-то зависим. И в этом правиле нет исключений. Мы свободны, но всегда зависим от обстоятельств, работы, семьи, общества, законов природы, своих собственных возможностей и талантов и много чего еще. Поэтому абсолютной свободы, которую так любят провозглашать разные революционеры и либералы, не бывает в принципе.
Но обстоятельства, законы природы, таланты и возможности – это не главное. А главное, что наша абсолютная свобода всегда ограничена абсолютной свободой нашего соседа по лестничной площадке, начальника, жены, детей и вообще любого человека. Поэтому существуют законы государства и общества, которые ограничивают нашу абсолютную свободу, способную в своей необузданности нарушить свободу другого, а также уничтожить все и вся вокруг, и самого себя в том числе. И когда вы видите человека декларирующего где-нибудь на Болотной площади о том, что он, придя к власти, даст вам полную свободу, знайте, что он банально врет. Никогда он ее не даст. А если и даст, то все вокруг будет моментально разрушено и уничтожено. Так как человек существо глубоко греховное, а без Бога, как выразился великий писатель Ф. М. Достоевский, становится вообще гнусным и мерзким, и поэтому требует контроля и ограничений.
Мы все прекрасно знаем, во что превратились, казалось бы, прекрасные идеи всеобщей свободы, равенства и братства, но без Бога. Результат нам показали революции. Начиная от французских и заканчивая нашей, «родной», октябрьской социалистической. Десятки миллионов жертв, ненависть к инакомыслию, жесточайший тоталитаризм, то есть лишение свободы, и в итоге – полный крах идеи….
Люди умеют себя контролировать и ограничивать, когда хотят достичь определенных результатов и ставят перед собой цель. Например, стать чемпионом или миллионером. Но это все о земном.
А есть и Небесное. Если человек начинает стремиться к Богу, то он тоже сам себя начинает ограничивать и контролировать. Сам, добровольно отказывается от абсолютной свободы ради того, чтобы научиться любви.
Любовь – это свойство Бога. И эта любовь так устроена, что ради других она сама себя ограничивает. Отказывается от себя и полностью отдает себя и свою свободу в жертву тому, кого безгранично любит. Своему творению. В этом крестная жертва Христа.
Именно в этом заключается смысл духовной жизни православного христианина. Отказ от себя и своей свободы ради научения приносить себя в жертву ближним и Богу. И здесь открывается другой парадокс. Чем больше мы себя ограничиваем, чем больше мы от себя отдаем своей свободы, тем больше мы ее получаем. Мы становимся свободны в Боге. Свободны от эгоизма, себялюбия, гордыни и других грехов. А это и есть настоящая свобода. Свобода от греха, свобода от плоти, свобода от своих чувственных желаний, похотей и страстей. Жертвенная любовь к ближним и Богу делает нас свободными. Слово жертва имеет разные, и даже противоположные значения: убыток, отречение, восстановление… И убыток, и восстановление…
Все правильно. Больше от себя отдаешь, отрекаешься от себя, своих желаний, несешь убыток в плоти, но приобретаешь в духе и восстанавливаешь свою больную, исковерканную грехом душу. Вернее, Бог восстанавливает Своей благодатью, своими Божественными энергиями и Любовью. Принцип действия примерно таков. Проявляя желание идти к Богу, мы отказываемся жить по законам греховного мира и начинаем учиться жить по Божиим заповедям, а это уже жертва. Этой жертвой мы открываем дверь для Него в нашей душе, и Бог входит в эту дверь, заполняя нашу душу Собой. Душа похожа на воздушный шарик. Если его наполнить гелием, он устремляется
вверх. И чем больше мы отказываемся от себя и действуем наперекор нашим греховным устремлениям своего «Я», своей плоти, тем больше Бог проникает в нашу душу, начинает в ней действовать своей благодатью, очищает ее, и тем больше Его Любовь сияет в нас. А значит мы уподобляемся Богу и становимся похожи на Него тем, что начинаем не исполнять, а любить все созданное Богом, Самого Бога и ближних своих.
Конечно, все это лишь примерные образы. Таинство соединения Бога с человеком невозможно описать точными формулами. Но именно так происходит спасение падшего человека. Через личную добровольную жертву, к свободе от греха и приобщению к Богу, который есть Любовь. А еще Жизнь и Истина.
Диакон Олег Рыжков