Это просто невероятно, что люди находят в желудках морских обитателей! Китов-бедолаг очень даже жаль по этому поводу. Ведь они всасывают в себя огромные массы воды, в которых содержатся зачастую не только планктон, кальмары и прочие «вкусняшки», но и пластиковые пакеты, бутылки и другой мусор, от чего они могут погибнуть. Это происходит не по их вине. А вот у акул все по-другому.
Акулы – хищники, и они целенаправленно нападают на то, что им кажется съедобным и вызывает желудочный интерес. И часто проглатывают совершенно несъедобные вещи. Например, среди задокументированных находок в желудке акул были и пушечное ядро, и туземский барабан там-там, и невзорвавшийся снаряд, и древний сундук с орудиями пыток, и фотоаппарат, и даже целые доспехи рыцаря. А в 1922 году из пойманной акулы извлекли огромную живую черепаху. Непонятно, как ей удалось выжить в желудочном соке, но тем не менее она была жива. Спасенное животное поселили в общественном аквариуме Нью-Йорка и символично назвали Ионой.
Акула похожа на воровку-клептоманку. Но в отличие от воровки она все тянет в рот, а не в карман. Вкусно или невкусно, полезно или вредно то, что она глотает, ее в принципе не интересует. Главное – набить свое ненасытное брюхо. Поэтому желудок некоторых неразборчивых акул больше напоминает свалку или чердак дома, на который бережливый хозяин тянет все, что ему уже не нужно, авось потом пригодится.
Вам не кажется, что мы с вами очень похожи на акул? В рот, конечно, не тянем, что попало, но вот информацию потребляем без разбора всю, которая представляет маломальский интерес. Наш ум, как хищник, набрасывается на любую информационную наживку, которая плавает в бесконечных просторах интернета и телевидения. Почему Пизанская башня не падает? Интересно? Да! Что такое столетнее яйцо? Интересно? Еще как! Какая машина самая экологичная? Сколько жен у таиландского короля? Где до сих пор не ступала нога человека? Какое самое высокое здание в мире? И так далее, и тому подобное.
Неважно, какая наживка срабатывает и с какой удочки. Бывает, что мы ищем действительно что-то нужное, и в это время бес нас увлекает в сторону, и мы каким-то чудом оказываемся на страницах Яндекс Дзен или подобных ему сервисов. Взгляд падает на рекламный текст, на анонс, на навязчивую картинку – и оп! – мы на крючке. Уходит драгоценное время, тонны бесполезной информации загружаются в наш мозг, вытесняя память Божию. Нервы щекочут невероятные истории, а Бог тем временем смиренно ожидает, когда интернет-наркоман получит очередную дозу.
Тонны бесполезной информации загружаются в наш мозг, вытесняя память Божию
Чего только нет в нашей набитой знаниями голове! Удивительные факты из самых разнообразных сфер науки и искусства. Самое удивительное в них то, что они нам никогда в жизни не пригодятся. Поневоле вспоминается Шерлок Холмс, который с невозмутимым видом говорит Ватсону, что не знал, будто Земля имеет шарообразную форму. «У меня в голове, – говорит он, – полнейший порядок. Я знаю, что у меня и где лежит. А в голове у иного обывателя столько разной информации и такой бардак, что никогда не найдешь то, что нужно».
Это точно! В наших головах все перемешено: нужные знания и бесполезнейшая информация, детские и юношеские воспоминания, эмоции от фильмов, песен, спектаклей, книг. Невозможно шагу ступить по «чердаку», чтобы не задеть какой-то запыленный предмет, который сразу вызывает к жизни еще десяток ненужных воспоминаний. Бывает, что пытаешься вспомнить рецепт, а находишь себя сидящим и вспоминающим одноклассников в шестом классе! Прямо болезнь Совы из Винни Пуха, которой постоянно что-то вспоминалось!
Видите, как работает мозг? Одна ассоциация связана со второй. Вторая – с третьей и четвертой. А если вы еще и впечатлительный по жизни человек, то количество этих связей можно смело умножать на три.
Кажется, и что с того? Вон некоторые писатели и режиссеры нарочно так строят свои произведения, что их творения превращаются в один сплошной поток ассоциаций и аллюзий, а их читатели и зрители только и заняты тем, что стремятся разгадать весь набор головоломок первыми.
Проблема в том, что масса ненужной информации захламляет нашу память, рассеивает наше внимание, не дает сосредоточиться на молитве. Если условно представить наш ум в виде моря, а молитву – плывущим по его поверхности кораблем, то мы увидим такую картину: лоцман (наш дух) пытается осторожно проложить маршрут, но корабль постоянно натыкается то на доску, то на бочку. Поэтому молитва все время спотыкается и хиреет. Как тут быть? Святитель Феофан Затворник в своих письмах без конца советует одно и то же: опускаться умом в сердце, творить молитву в глубине сердечной.
Больше всего этому помогает такое делание, когда человек в течение дня многократно обращается к Богу в кратких молитовках.
Соберите несколько кратких молитвенных воззваний, затвердите их с пониманием и чувством и повторяйте их мысленно весь день
«Для того, чтобы ум держался в богомыслии, – говорит святитель Феофан, – соберите несколько кратких молитвенных воззваний, затвердите их, с пониманием и чувством… И повторяйте их мысленно, как только потреба, весь день и ночь» (Письмо 32 к С.В.).
«Сделайте так, чтобы промежутки между сими воздыханиями все меньше и меньше становились… тогда воздыхания сольются в одну непрестанную молитву… и Бог будет присущ вам особым образом, – а где Бог, там рай» (Письмо 35 к С.В.).
При молитве «вниманием надо сойти в сердце и стать там пред лицем Господа, вездесущего – и в вас, и всевидящего – и вас» (Письмо 36 к С.В.).
Получается, что нужно опуститься умом в сердце, как подводная лодка входит в глубины моря, чистые и тихие, и так следовать курсом к намеченной цели. Часто ошибкой молящегося бывает то, что он замедляет на мысленных преградах и искушениях, начинает ввязываться с ними в препирательства, в то время как проще оставить их и обратиться молитвой вглубь. Тогда мысленные образы, пораженные силой сердечной молитвы, блекнут и теряют свою силу.
В то же время в пост нужно озаботиться тем, чтобы не набрасываться на любую привлекательную информацию, как голодная акула, а держать свой ум на привязи. Это брань и подвиг. Душа современного человека привыкла без конца себя развлекать. Нам тяжело и час провести наедине с самим собой, тяжело заняться созерцанием, если и не глубин Божиих, то хотя бы глубин своей души.
И чем дальше человек от Бога, тем более ему невыносимо находиться в мысленном уединении. Все хочется бежать от самого себя, от своих житейских проблем, которые коренятся в греховных страстях.
Едешь в метро – почти нет ни одного человека, который бы не уставился в телефон в наушниках и не сжигал бы так драгоценное время. Я нисколько не лучше, даже хуже. Я знаю свою страстность, и поэтому у меня телефон кнопочный.
Удивительным образом, когда мы попадаем на информационную удочку, наживка сама превращается в акулу и проглатывает нас целиком. К сожалению, в ее утробе находиться совсем не так уныло, как Ионе, поэтому мы не сразу вспоминаем о молитве и Боге. Только когда все наши жизненные соки утекут в информационный вакуум, в набитой знаниями голове, как это ни парадоксально, станет пусто, в сердце – уныло и тяжело, тогда мы наконец вспоминаем, что и молитвы все пропустили, и важные дела не сделали, и в общем-то и не приобрели ничего.
Наверное, сейчас в голове одного современного человека вмещается столько знаний, сколько не было у многих древних цивилизаций. И в то же время одно праведное сердце древнего Филарета Милостивого вмещало в себя столько любви, сколько сейчас не наскребется и в сердцах многих тысяч наших современников.
Пост – время размышлений. Мысли тянутся, как караваны верблюдов. Если быть бдительным, можно среди грузов найти драгоценности. Если быть нерадивым и спать, как лев преподобного Герасима, – глядишь, и последнего осла уведут.
Постараемся поступать по заповеди святителя Феофана и бдеть молитвой в глубине сердечной. Середина поста уже пройдена. Мы ограничили себя во всем. Око, которое не может насытиться зрением (см.: Еккл. 1: 8), дает пищу для беспокойного мятущегося ума. Пора стеснить и их. А чтобы они не вопили от голода, дать им пищу, подходящую для покаянного времени: чтение Евангелия и Псалтири.
Бери, душа, ешь и пей! Находи в этом усладу, вкус и радость. Ибо истинно говорю тебе: иной пищи ты не получишь!