Порой приходится слышать, что правила поведения, хорошие манеры, этикет и т. д. – это лицемерие, а «настоящий христианин» должен всем в лицо говорить правду, особенно – нелицеприятную.
В этом мнении, которое, на первый взгляд, имеет здравое зерно, присутствует подмена понятий.
В самом деле, христиане не должны быть лицемерами. Но в том-то и дело, что все наши стремления и действия должны делаться с разумением. Никакой юношеский максимализм здесь недопустим. И всегда стоит правильно расставлять приоритеты.
Например. Представим себе, что мы проснулись в холодный сумрачный день в отвратительном настроении. Такое ведь нередко бывает. И что же? Мы непременно должны «нелицемерно» сообщить об этом всему миру? Вот, скажем, нас приветствуют: «Доброе утро!», а мы в ответ буркнем: «Да какое оно доброе?!». И у того, кто с нами поздоровался, настроение теперь тоже испорчено. Зато мы формально поступили «нелицемерно». Это ли по-христиански?
Как бы ни казались нам условными и обременительными правила поведения, они созданы именно для того, чтобы меньше уязвлять наших ближних. А также для того, чтобы самих себя держать в известных рамках.
Мы ведь далеко не всегда соблюдаем заповеди Божьи по желанию, очень часто нам приходится себя понуждать, бороться со своими страстями и духовной ленью. Так и здесь: насколько бы ни было плохим наше настроение, в этом нет вины ближнего – лучше понудить себя ответить вежливо и тем самым сохранить в ближнем мирный дух. И, как правило, сами мы в такой ситуации тоже становимся мягче и добрее.
Но бывают такие ревнители не по разуму, которые, начитавшись житий святых, где упоминается, как тот или иной святой резко обличал грешников, считают себя вправе грубить и хамить окружающим.
Здесь нужно понимать, что святые, водимые Духом Святым, от Него же и получали откровение, кому, что и как говорить. Кого утешить, а кого и обличить.
Но, чтобы подражать таким святым, нужно сперва достичь их уровня святости. И для начала стоило бы подражать их борьбе, прежде всего, с собственными грехами, их любви к Богу и ближнему, их чистой жизни, а не становиться в позу «пламенного борца с грешниками и отступниками».
А вот выдавать свою гневливость, несдержанность и невоспитанность за ревность о Господе – это и есть истинное глубинное лицемерие, с которым нам всем нужно бороться прежде всего, вместо того, чтобы обвинять в лицемерии правила поведения и тех, кто их соблюдает.
Записала Наталья Горошкова