Митр. Антоний (Паканич) о подлинном служении Церкви людям.
Люди по своей падшей человеческой природе нуждаются в признании и в поощрении. На практике это проявляется в виде страсти человекоугодия: если человек пытается быть приятным максимальному количеству людей, то ему приходится говорить не то, что он думает на самом деле, но то, что от него хотят услышать. И в ответ он получает позитивную реакцию от своей аудитории. Угождай другим, и будет тебе благо – девиз такого способа жизни. Да и сама публика часто хочет слушать не правду, а всего лишь получить поддержку своего мнения (пусть и ложного). Вот и получается замкнутый круг: кто-то в поиске позитивных эмоций ждет безусловной поддержки, кто-то эту поддержку так же, не задумываясь, дает. И, казалось бы, все счастливы.
С этим сталкивается любая более-менее публичная личность. Не избегают этого и священники, ведь совершенно очевидно, что проповедь, направленная на покаяние, исправление своих пороков, борьбу с грехом и т. д., будет менее популярна, чем то, что именно сейчас жаждут услышать массы.
И с этой точки зрения любой проповедник заведомо проигрывает любому популисту. Однако цель проповеди отнюдь не в публичном успехе и священники не являются актерами разговорного жанра.
Более того, проповедовать Истину во все времена было опасно в той или иной степени: «И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра... Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его…» (2 Пар. 36:15). Вспомните, сколько пророков Ветхого Завета, вплоть до Иоанна Крестителя, были гонимы. Это грустная правда падшего мира.
Но хотя народ часто не слушал пророков Божьих, все их пророчества сбылись. Ведь Истина вечна. В то время как всякая популярная человекоугодная повестка не имеет стержня, она меняется, как весенняя погода. Сегодня народ хочет слышать одно, завтра другое, а послезавтра третье. Вечно угождать людям может лишь человек беспринципный, но уж никак не христианин и тем более не священник. И самое главное, что все эти мимолетные желания, которым пытаются угождать, не просто сиюминутны, они – ложны.
Конечно, мы призваны, в том числе, и утешать страждущих. Но утешение вовсе не значит потворство ложным идеям-однодневкам.
Подлинное утешение – это сочувствие и сострадание в самом буквальном смысле этих слова: со-страдание, со-чувствие, страдание вместе со страждущими, понимание их чувств, возможность поставить себя на место другого человека, понять изнутри его подлинные переживания и уже затем дать ему совет согласно Божьим заповедям.
Однако понимание чувств другого человека не должно подменяться согласием с его ошибочным мнением, пагубными страстями или, еще хуже, следование им. Наш путь – только правда, только истина в Господе. К этому мы призваны. Именно так сейчас себя ведет наша Церковь. И хотя мы, как и пророки древности, не всегда говорим то, что от нас хотят услышать, и часто бываем непоняты и гонимы, правда Господня всё равно в конце концов восторжествует.
Записала Наталья Горошкова