Архимандрит Савва (Мажурко)
Пожалуй, нет на белом свете такого христианина, верующего человека, который хотя бы раз в своей духовной биографии не переживал того, что религиозная литература называет зимой духовной. Это такое состояние, когда вдруг теряешь свежесть молитвы, восприятие Священного Писания, чувствуешь себя просто камнем: стоишь в церкви за Литургией и не можешь высечь из себя никакого чувства.
Иногда такое состояние окаменелости, возникающее вроде бы на ровном месте, совершенно без всяких причин и поводов, длится месяцами, иногда даже годами. И бывают такие случаи, когда подобное состояние повторяется с какой-то нелогичной и непонятной последовательностью. Время от времени находит такое чувство, что сомневаешься в том, что ты вообще верующий. И тебя пугает не только то, что находишься в каком-то духовном холоде, объят стужей, но начинаешь сомневаться в том, что вообще когда-нибудь был верующим.Мы говорим о том, что нас ко Господу, в Церковь приводит опыт встречи того события, того присутствия, которое проникает в самую глубину существа человека. Событие это часто не имеет внешней чудесности. У большинства людей все очень обыденно. Вдруг понимаешь, что надо быть в Церкви. Или происходит случайная встреча со священником или монахом, небольшой намек. Часто болезнь или неприятность, доводящая до отчаяния, приводит человека в Церковь.
Первые шаги, первый опыт церковной жизни – это всегда очень яркие, потрясающие чувства. Не случайно так трогает фраза псалмопевца: обновится яко орля юность твоя. И вот некоторая юность духовная, свежесть чувств, детская непосредственность, которая охватывает от любой церковной книжечки, проповеди батюшки, самого обычного благословения, обычной воскресной литургии, вдруг куда-то исчезают, истлевают, теряют краски, свежесть. Как будто бы человек заболел страшной болезнью, которая поражала человечество на протяжении нескольких лет, когда все тотально теряли обоняние. И некоторым людям это обоняние не возвращается. Они хотели бы ощутить запах полевых цветов, но не слышат этого запаха. Запаха свежего хлеба, шоколада или кофе тоже не слышат. Все истлело, превратилось в тень воспоминаний.
На самом деле зима духовная – реальность, ее нужно встречать мужественно, без паники. Возможно, в будущем будут составлены какие-то пособия для начинающих христиан, чтобы человек, в соответствии со словами псалмопевца Давида, уготовился и не смутился, чтобы был готов к тому, что может с ним случиться на пути духовной жизни.
У меня есть замечательный друг, у него удивительное хобби: он спасает деревья. Это так странно, что я даже не могу поверить, что рядом со мной живет настолько замечательный человек. Бывает, идешь по тропиночке и вдруг видишь, как посреди тропинки пробивается маленькая вишенка, например: каким-то образом туда залетела ягодка, пустила корни, деревце проросло, пробилось. А вокруг люди ходят, все вытаптывается. Так вот, мой замечательный друг с волшебным, милующим сердцем начинает спасать это деревце: выкапывает его, бережно помещает в специальную банку, поливает, выращивает, а потом высаживает в подходящем месте, где деревцу будет хорошо. У него весь балкон заставлен банками с разными деревьями. Там и клены, и дубы, и сливы. Чего только нет!
Совсем недавно он спас таким образом липу. Для него это большая удача, потому что много лет он пытался прорастить липу. Липы – красивые! Это настолько царственное дерево! Когда видишь цветущую липу, дух захватывает не только от аромата, но и от удивительной царственности, которая присутствует в этом замечательном дереве. Эта царственность особенно раскрывается, когда липа цветет.
Так вот, он собирал зернышки, семена липы, пытался прорастить. Оказывается, это очень сложно сделать. Потому что заложена Господом Богом в зернышках липы важнейшая формула: зернышко не прорастет, если не переживет зиму. Опытные древолюбцы помещают зернышко в холодильник, обманывая зерно. Зерно думает, что идет зима, а на самом деле оно лежит в холодильнике между колбасой и сыром. Потом, когда зернышко полежало в холодильнике, его можно высаживать, тогда оно пускает корни, прорастает.
Когда я понял, что так хитро устроена жизнь простого дерева, этот момент меня потряс. У меня есть догадка, что каждый из нас – не просто живое существо из отряда млекопитающих, но мы и деревья тоже, каким-то образом принадлежим растительной жизни, тоже цветем, иногда плодоносим.
Наша внутренняя духовная жизнь тоже имеет свои закономерности. Мне кажется, что зима духовная – необходимый этап для того, чтобы пустить корни, ветви, раскрыться и продолжить рост. Без этого этапа, который человека неподготовленного может напугать, озадачить или даже совсем довести до отчаяния, никак нельзя.
Зиму духовную, мне кажется, нужно принимать с благодарностью, как знак того, что развиваешься в правильном направлении, растешь. Господь тебе доверил следующий этап. Возможно, тебе, как дереву с особыми свойствами и своей особой историей, нужно пережить эту зиму, чтобы пустить корни, раскрыться, выйти на новый уровень. Чтобы из благородного и красивого и, может быть, многообещающего зерна вдруг появилась хрупкая, очень ранимая, но по-настоящему ценная жизнь. Может быть, до этого, пока ты был счастливым зернышком, все это было не совсем по-настоящему, все было дано как надежда, как залог будущего цветения. А наша жизнь, наш удел – это жизнь большого цветущего дерева, которая невозможна без терпеливого и мужественного прохождения этого сложного, но благословленного Господом этапа, называющегося нашими подвижниками зимой духовной.
Архимандрит Савва (Мажурко)
Записала: Нина Кирсанова
Материалы по теме:
Протоиерей Евгений Попиченко: Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его