У известного классика мировой литературы А.П. Чехова есть сравнительно небольшой рассказ под названием «Крыжовник». Мы сейчас не будем передавать всю суть рассказа, остановимся лишь на одной цитате из этого интересного и при этом весьма поучительного произведения.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно». Вот те слова, на которых стоило бы остановить нам свое внимание. Итак, на что же пытается обратить наше внимание автор? Прежде всего, на ту добродетель, которая, к сожалению, с каждым годом становится в нашем обществе все менее и менее популярной – добродетель милосердия.
В одном из своих поучений святитель Иоанн Златоуст отмечает: человек более всего должен стремиться научиться милосердию, потому что именно милосердие делает человека человеком. А что такое, собственно говоря, милосердие?
В Ветхом Завете Бог обращается к Израильскому народу: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Эти слова нам могут показаться вполне обычными и в чем-то даже ожидаемыми, но они не казались такими для самого Израиля. Для богоизбранного народа эти слова были шоком. Почему? Да потому что вся религиозная жизнь древних иудеев, начиная еще с времен грехопадения, выстраивалась на жертвоприношениях, которые, по сути, и были индикатором религиозности евреев. Фактически, каждый аспект человеческой жизнедеятельности сопровождался той или иной жертвой: были жертвы благодарственные, были жертвы умилостивления, имели место покаянные жертвы. При этом, даже сам объем жертвы варьировался в зависимости от причин жертвы и личности жертвователя. Но проходит время, и Бог показывает, что жертвы людей – это ничто по сравнению с кое-чем иным. По сравнению с милосердием. Тем самым Господь отмечает, что именно в отношениях между людьми должно стать решающим и будет воспринято Самим Богом.
Проходит еще время… и Творец Неба и земли, желая спасти человечество от власти диавола, Сам становится человеком. При этом, Он сам объясняет в чем заключается сущность милосердия и почему оно настолько важно: «будьте милосердными, как и Отец ваш Небесный милосерден есть» (Лк. 6:36). Этим Христос открывает нам, что милосердие – это ничто иное, как одно из качеств Самого Бога, а значит природа милосердия – Божественна. Подобное утверждает и святитель Иоанн Златоуст: почему ты удивляешься, что Господь призывает нас к милосердию? Милосердие – это признак Самого Божества, а значит оно приличествует и нам, как образу и подобию Божиему.
Милосердие – это то качество, которое важно для человека по той причине, что без милосердия Царство Божие для человека закрыто.
Святые отцы отмечают: если человек не имеет милосердия к ближним, другие добродетели не имеют смысла. Преподобный Исаак Сирин пишет: немилосердный подвижник подобен бесплодному дереву. А такое дерево годится только к сожжению.
Человек, который думает лишь о себе, по сути – несчастен и ущербен. Почему? Да потому что земные сокровища не приносят подлинной радости тем, кто ими владеет. Истинное счастье человек получает лишь тогда, когда сам приносит счастье другим. Преподобный Максим Исповедник так и говорит: мое истинное сокровище – это лишь то, что я отдаю другим. Потому что сердце может радоваться только тогда, когда раскрывается навстречу другим, а не замыкается в себе.
Мы должны помнить, что все, что мы имеем – мы имеем от Бога. А значит оно не наше в подлинном смысле этого слова. И если мы не помогаем ближним – это значит, что тем самым мы окрадываем Бога.
Кроме того, стоит отметить еще один факт: милосердие имеет одну очень важную функцию – если исключить милосердие из нашей жизни, тогда наши ближние автоматически становятся для нас чужими. А для любого общества, для любого государства внутреннее разобщение и отчуждение людей весьма опасно. Общество может быть сильным и стабильным только в том случае, когда оно сплочено, когда все его члены сохраняют между собой любовь и единство. В противном случае, такое общество обречено на разлад и разрушение.
Цель человеческой жизни – обожение. Однако, обожения невозможно достигнуть одними лишь словами о том, как мы любим Бога и как хотим с Ним быть. Обожения можно достичь лишь определенными действиями, в которых, собственно, и проявляется наша любовь к Богу. Один подвижник как-то отметил: хочешь доказать Богу, что ты Его любишь? – перенеси ту любовь, которую ты имеешь к Невидимому Богу на видимого ближнего. Если ты сможешь это сделать – значит ты действительно любишь Бога. Если же нет – значит твоя любовь – это только слова.
К сожалению, очень часто люди считают, что можно быть с Богом и при этом забыть о ближнем. Многие и к Церкви относятся как к месту, где можно спрятаться от других людей. Но это в корне неверно. Разница между Церковью и миром заключается в том, что в Церкви люди обращены лицом друг ко другу, а в мире – стоят друг ко другу спиной и очень часто игнорируют друг друга. И здесь усматривается некая параллель – параллель с представлением о том, что такое рай и что такое ад. Так вот, по мысли святых отцов, разница между раем и адом заключается в том, что в раю все пребывают вместе, объединенные общей любовью к Богу и друг ко другу, а в аду каждый оказывается отделенным как от Бога, так и от других людей.
Именно поэтому, если мы хотим унаследовать Царство Христово, мы должны помнить о том, критерии, который позволит нам соединиться с Богом и быть помилованными на Его нелицеприятном суде: «будьте милосердными, как и Отец ваш Небесный милосерден есть» (Лк. 6:36).
Андрей Музольф