Сложный и тернистый путь у современной молодежи к вере, к православию. Много искушений в наш век нанотехнологий и вездесущего интернета, при размытых границах добра и зла, при обесценивании общечеловеческих добродетелей и возникновении ложных «ценностей». Но есть люди, которые будто вдыхают веру из воздуха, которым окружены с детства, и так взращиваются.
Нам попался в руки удивительный текст, который сам автор, 23-летний молодой человек, назвал «Рассказ в рассказе о рассказе». Это — живой пример того, как хранилась и передавалась вера в семье. Три ее поколения о разном опыте знакомства с Богом — в материале Артема Назарова.
Впитывать или познавать?
Первые мои шаги к вере были сделаны в храме города Оренбурга, где я с удовольствием выстаивал службы. Пусть я ничего серьезно не осознавал, но внимательно слушал, наслаждался пением хора, красивыми величественными возгласами священников и дьяконов, а потом дома рисовал купола храма и кресты…
Когда мама пришла в храм на клиросное послушание (клирос — будничный хор. — Ред.), я стоял вместе с ней на службе с 6 утра, слушал, как она читает и поет, или «путешествовал» незаметно по храму, рассматривая иконы, вдыхая запах ладана и завороженно глядя на пламя свечей; сердобольные бабушки угощали меня конфетами и яблоками, и всё это органично вплеталось в мою жизнь и не казалось чем-то необыкновенным.
Когда мне исполнилось 10 лет, мы уехали в Москву, где я вместе с мамой начал посещать лекции по богословию, истории, архитектуре. Уже тогда я стал понимать, что мало, как я, просто впитать в себя христианскую культуру, ведь вероучение на то и учение, чтобы его познавать и понимать. Понимать, для чего тебе то или иное испытание или как велика чудесная помощь Бога в безвыходной, казалось бы, ситуации.
Вспоминаю, как однажды мы возвращались на квартиру, которую снимали у эксцентричной, но доброй православной женщины, после тяжелого рабочего дня. Мама еле шла и со слезами сетовала, что сегодня хозяйка затеяла масштабную уборку с перестановками и не согласилась перенести ее на завтра. Около двери мама начала молиться, и, как она описывала, вдруг словно камень с плеч свалился и кто-то подхватил под руки — стало легко, словно отдыхала долго. Так чудом удалось избежать ненужных конфликтов и провести уборку. Таких случаев много. Бог не оставляет. Но осознание этого и умение видеть промысл Божий в обычных явлениях жизни приходит тогда, когда ты даешь себе труд разобраться.
Однако, чем больше я стремлюсь к этому, чем больше получаю знаний, тем больше возникает вопросов. Один из них, наверное, встает рано или поздно перед каждым верующим: легко ли жить, когда ты знаешь, что такое хорошо и что такое плохо, а может быть, лучше живут те, кто не заморачивается на правила и заповеди?!
«Совесть — это количество любви к Богу»
Вот как мама ответила мне на этот вопрос: «Направо пойдешь — испытания найдешь, налево — себя потеряешь. Правый, то есть правильный, прямой путь — тернист и сложен, извилистый — легкий, но ложный… Жизнь человеческая многогранна, распоряжаться ею можно как душе будет угодно… А вот как будет угодно душе — зависит от совести человека, которую ему Господь подарил.
Что есть совесть? Совесть — это количество любви к Богу, умещающееся в душе и сердце. Чем больше любви, тем больше страха обидеть, а значит, совершить грех.
Легко ли жить, имея любовь и страх Божий? Сначала тяжело, а потом открывается второе дыхание — это уже у святых людей, — и постепенно наступает свобода — свобода от греха, которая делает существование души райским.
Учитывая, что предназначение души человека — путь к своему Создателю, то никакой иной путь не приведет к счастью и радости. Никто, кроме Бога, не поддержит и не поможет, не сотворит подлинного чуда, не даст таланта, не укрепит и не успокоит, не одарит незаслуженным даром… Кто-то это видит и понимает, кто-то воспринимает такие дары как само собой разумеющееся, кто-то агрессивно это отрицает. Но стоит случиться безвыходной ситуации или прийти на порог горю, тут же мы взываем к тем, кто, мы уверены, поможет и спасет: «мама!» и «Господи, помоги, исцели, защити, спаси!». Махровый атеист, когда жизнь его в опасности, будет взывать к Богу… Почему? Потому что любая душа человеческая, даже не осознавая, чувствует, что мы гости на этой земле, проходящие путем к истинному дому — Царствию Небесному. Без Бога в сердце наша жизнь становится бессмысленной и пустой, хоть сколько денег накапливай, хоть в сколькие удовольствия пускайся — всегда будет чего-то не хватать. А не хватать всегда будет Бога, и ад — это отсутствие Бога.
Легко ли жить человеку совестливому, с Богом в душе? Нет, потому что много ждет его напастей, преград духовных и даже материальных на этом пути к Царству Божию, но радость, которой Господь Своей помощью и присутствием одаривает, — бесконечна и огромна, она настоящая и созидающая…
Легко ли жить человеку без Бога? Вроде легко: можно идти по головам, делать подлости, наживаться, быть гордым и хладнодушным. Только никогда не придет насыщение и не будет радости, кроме плотской, а она — не истинная. Тело тленно, и скоро оно станет землей, а душа бессмертна, и как ей существовать — твоя воля».
«Нужно бояться обидеть Его»
Я думал: «Откуда у мамы такая вера и такая убежденность?». Но однажды она пересказала мне детский разговор со своей бабушкой, и я понял, как это приходило к ней.
«Бабушка сидит у низенького окна, скрючившись над вязанием. Четыре железные спицы, плотно охватывающие жерло будущего носка, стучат друг об друга в такт, словно выбивая неслышную мелодию. Глаза бабушки закрыты, а губы шепчут слова простой молитвы: «Господи, помилуй, Го- споди, помилуй…»
— Бабуля, скажи, а Бог, Он где?
— Везде, моя родная.
— Прям везде, везде?
— Да.
— И всегда меня видит?
— Видит. Господи, помилуй, Господи, помилуй…
Спицы стучат, уже появляется пятка. Быстро вяжет бабушка, ее руки привыкли работать, и никак иначе.
— А если я под кровать спрячусь? Или вообще, за печку?
— И там с тобой будет твой Ангел-Хранитель.
Как же неловко-то, вчера конфеты таскала из амбара тайком: бабушка не заругает, но и спрашивать не хотелось — эээх, а тут Ангел все видел!
— А за печкой места мало, не поместимся.
— Для него найдется, ведь он должен охранять тебя от всякого зла.
— И так навсегда?
— Навсегда, пока твое сердце будет наполнено Богом.
— Как это — Богом?
— С Богом радость на душе, без Бога — темнота вечная в аду.
— В аду страшно?
— Очень! Без Бога везде страшно.
— А с Богом рай везде?
— С Богом рай в душе, а радостная душа и жизнь делает доброй и спокойной.
— Как так?
— А так, вот «безбожник» — это значит, человек без совести, без чести, творит всякие непотребства… А с Богом человек себя всегда ограничивает по совести, по жалости и любви.
— Бог дает жалость и любовь?
— Бог дает жизнь, и ты выбираешь — жить или просто существовать.
Спицы меняют ритм, носок вывязывается. Последняя нитка затянулась на треугольнике узелком и торчит, как хвостик большой мышки. Носок выворачивается, и хвостик прячется внутрь.
— Бааб, а если с Богом, то все будет счастливо?
— Будет надежно. Легко не будет в этой жизни — много испытаний в ней, но Господь помогает.
— Бабуль, а много денег могут сделать счастье? Может, попросить у Бога быть богатой?
— Не дай Бог такого испытания, создающего обман, не все его выдерживают с честью. Лучше быть богатым душой — быть добрым. Будешь доброй, Боженька будет тебя всегда слышать. Господи, помилуй, Господи, помилуй…
— Бабушка, я боюсь, а вдруг Бог накажет меня, вдруг я не смогу быть доброй?
— Так на земле только хорошие бы жили, а видишь, всеразные живем. Господь спасает всех и жалеет нас. Не нужно Бога бояться, нужно бояться обидеть Его, ведь Он нас бесконечно любит.
— Больше, чем ты меня?
— Больше…
Спицы застучали опять, второй носок должен быть закончен к вечеру. А там дел еще выше крыши, и работа — в поте лица. Почти ночью уже тихая молитва перед иконами на угольнике в восточной части дома, под горение лампады. Нелегка жизнь верующего человека, но без Бога и жизни нет».
А что ты должен делать?
Я слушал рассказ и думал: как часто люди, нуждаясь в Боге, о чем-то Его моля, порой требуя и укоряя, что Он не исполняет просьб, ничего не стараются узнать о промысле Божием, понять его, не считают нужным благодарить.
Вот когда кто-то влюбляется в человека, то начинает делать для него все самое лучшее и от- дает безоглядно свое сердце и всё прощает. А ведь Богу мы должны отдаваться намного больше и полнее, ведь Он уже принес Себя ради нас в жертву и каждый день прощает, спасает и ждет терпеливо нашего покаяния.
Конечно, необходимо некоторое вдохновение для того, чтобы заинтересоваться православным вероучением и начать жить по вере. Но стоит ли ждать, когда тебя приведет в храм горе или ощущение, что оказался над пропастью? Как-то мне пришлось вести долгие и, надо заметить, безрезультатные беседы со своим приятелем-атеистом (так он себя называл). Тема православия была для него «усложненной», а поход в храм вызывал большой страх: вдруг обидят, ведь, на его взгляд, там много злых людей; вдруг поругают, запретят курить или еще как-то ограничат. Все это он говорил, не вставая с дивана и не вынимая бутылки пива изо рта. И мне потребовалось время, чтобы понять: мой друг не атеист, а просто ленивец. Любые сложности для него — преграда, а ожидание легких путей и того, что все само собой как-нибудь устроится, — это уже кредо, как и у многих. Атеист, хотя бы отрицая Бога, сражается против Него, делая Его существование для самого себя все более осмысленным, ведь против кого-то сражается же. А мой приятель просто пока биомасса, и чем заполнится пустое святое место — его душа — это вопрос вопросов.
И, конечно, для тех, кто не отягощает себя знакомством с Богом и знаниями о Нем, представить и понять, легко ли с Ним быть, невозможно. Верующий же не только знает, но и чувствует: быть с Богом — счастье великое, которое еще нужно было бы заслужить, если бы не давал Он нам всем безвозмездно эту возможность. И, наверное, правильнее и лучше задавать себе другой вопрос: а что ты должен делать, чтобы по-настоящему быть с Богом?
«Саратовская областная газета» № 153