Религия – самое личное и интимное из всего, что доступно человеку в его земном опыте, однако парадоксальным образом никогда в истории она не была исключительно частным делом — такое мнение в эфире программы «В личном качестве» высказал главный редактор журнала «Фома» Владимира Легойда:
— Если религия только частное дело, то выходя из церкви, я должен свою веру в церкви же и оставить и жизнь вне храма проводить уже по другим законам. Когда-то об этом замечательно написал социолог Питирим Сорокин: «По воскресеньям пуританин верит в Бога и вечность, в будни – в фондовую биржу».
Так Легойда прокомментировал возникшую в обществе дискуссию о допустимости для чиновников демонстрировать свою веру публично. По словам главреда «Фомы» религия определяет не только поведение человека в храме, но и вцелом его поведение:
— Попробуем перевести с русского на русский. Вот, у меня существуют разные социальные роли – преподаватель ВУЗа, церковный чиновник, муж, отец, брат, сын и верующий человек, христианин. Что здесь самое важное, что влияет на все остальное? Конечно то, какой я верующий, ведь вера неизбежно связана с ответом на вопрос о жизни и смерти, о добре и зле, о ценностях, в согласии с которыми я стараюсь жить. А эти ценности, как раз, и определяют и то какой я отец, и то какой я сын, и то какой я брат, и то какой я преподаватель, а не наоборот. Если моя вера не определяет мои поступки, грош цена такой вере. Как говорит патриарх Кирилл, если человек в воскресенье причащается, а в понедельник берет или дает взятку, и считает, что в этом нет противоречия, то Евангелие еще не стало нормой жизни такого человека.
В подтверждение своих слов Владимир Легойда привел также цитату из английского писателя Гилберта Честертона, выступавшего за публичные споры о религии: «Теперь считают, что узко или невежливо нападать на чью-то веру или нравственную систему. Само это мнение грешит узостью. Разность во взглядах на парламент важна, а разность во взглядах на мир, почему-то безразлична. Мы вправе спорить с человеком, который в другой партии и не вправе спорить с тем, кто в другом мироздании. Поистине – это узко. Поистине мы считаем, что важно все, кроме этого. От веры нельзя отмахнуться, ибо она включает все на свете».