ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Литературный клуб | 15-06-2023, 14:19

Источник информации

ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЕЧНОСТИ. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Оксана Головко











Весна, 30 апреля, двор на Садово-Каретной улице. Художник: Владимир Парошин

Удивительная штука – память. Непонятно, как она работает, почему что-то сохраняет, а что-то прячет глубоко-глубоко – так, что не найдешь и не достанешь, как ни старайся.

Удивительная штука – память. Непонятно, как она работает, почему что-то сохраняет, а что-то прячет глубоко-глубоко

Фрагменты из детства вспоминаются неожиданно, не специально. Даже не вспоминаются, а резко ощущаются, накатывают волной, накрывающей с головой, смывающей тебя из сегодня и уносящей туда, в прошлое.

Ты не знаешь, в какой миг это произойдет, в каком месте и даже в каком городе. Отправной точкой «перемещения» может быть все что угодно: асфальтовые причудливые трещины; чуть пробивающаяся из-под толщи асфальта трава; запах цветущих лип и прогретых солнцем отштукатуренных стен дореволюционных домов; слипшийся после дождя тополиный пух, пристающий к подошвам; душный запах бензина от проехавшего мимо старого автобуса; летние детские голоса, летящие в распахнутое окно; зыбко отражающийся в лужах после недавнего свежего очищающего ливня фрагмент города…

И вот ты уже не здесь, не спешишь к метро, обдумывая очередную статью, параллельно вспоминая, что надо бы записать детей в поликлинику… Ты вдруг оказываешься во дворе своего детства: надо пройти арку ворот, чуть подняться вверх, мимо тополей, мимо глухой желтой облупившейся стены с одной стороны и части дома с окошками с другой… Там, выше, – главное пространство двора, где есть и палисадник, и прикрепленные к стене квадраты изогнутых почтовых ящиков, и старые деревянные двухэтажные сараи – у каждой квартиры свой, и кажется, что за каждой запертой дверью – невероятные сокровища. Чуть дальше протянуты веревки, на которых трепещет свежепостиранное белье. Веревки подпирают длинные палки – такое техническое приспособление: убрал палку – веревка опустилась, можно снимать или вешать белье. Подставил под веревку, и она вместе с бельем взмывает вверх.

В тени, на деревянной, некрашеной, а потому потемневшей лавочке сидит прабабушка: темная юбка, зеленая вязаная кофта, на голове – белый платок из тонкого ситца с зеленоватым или красным напечатанным узором…

Или ты попадаешь в мартовский, до краев наполненный солнцем день, мама забирает из школы, мы весело разговариваем. Мама лепит из податливого, липкого снега круглый снежок и подкидывает его. У мамы красные, выглядящие очень празднично и так подходящие к светлому солнечному дню кожаные перчатки, и снежок от них тоже становится красноватым, праздничным.

…А вот мы со школьной подругой спускаемся по булыжной мостовой после посещения выставки, посвященной жизни на рубеже XIX–XX веков, и ощущаем себя в том времени. Благо, городская среда вокруг еще изменилась мало. Кажется, вот из-за угла выйдет или молодой Горький, или молодой Шаляпин, еще не накрытые оглушительной славой, но, наверное, уже в глубине души ожидающие ее.

Или вдруг ты оказываешься шестнадцатилетней студенткой-первокурсницей казанского педагогического университета. Ты только поступила на отделение русской филологии, чтобы изучать эту самую филологию, а еще мировое художественное искусство. Ты поднимаешься по деревянным потертым ступеням, держась за отлакированные руками многих людей перила в просторные аудитории, чувствуя себя барышней все из того же прошлого, и кажется, что здесь легко можно встретиться с Алешей Карамазовым из только недавно прочитанного и восторженно принятого романа Достоевского «Братья Карамазовы», благодаря которому я как раз и поняла, что мне необходимо креститься. Представлять все это очень и очень легко: прошлое буквально окружало, его можно было почувствовать, прикасаясь к тем же перилам, к толстым деревянным старинным рамам на окнах, к стенам в аудиториях: филфак тогда располагался в надвратном храме Богородицкого монастыря – том самом, основанном на месте обретения девочкой Матреной иконы Божией Матери…

И вот, когда воспоминания накрыли с головой, неожиданно, резко, ты замираешь в потрясении, пытаясь понять, как это возможно: ты здесь, в двадцатых годах XXI века – и одновременно звуки, запахи прошлого кажутся настолько ощутимы физически, что протяни руку и…

Это смешение, сочетание времени удивительно. В воспоминаниях прошлое и настоящее сжимается в единую точку, маленькую и одновременно многомерную

Это смешение, сочетание времени удивительно. Вот ты так явно ощущаешь себя девочкой-третьеклассницей, при этом оставаясь, естественно, в своем сегодняшнем возрасте. Кажется, прошлое и настоящее сжалось в единую точку, маленькую и одновременно многомерную.

Но все-таки это лишь путешествие по памяти из твоего сегодня, а, значит, твой опыт никуда не делся, в том числе опыт любви, ведь дорогих людей в твоем сердце стало больше. При этом всякий раз подобные живые воспоминания наполняют тебя чем-то очень важным, помогающим понять, осмыслить, осознать многое в сегодняшней жизни.

Время линейно, христиане знают, что однажды оно кончится. Но кончится в нашем, здешнем, человеческом историческом измерении. Исчезнут вчера и сегодня, будет только Вечность. И та точка, в которой всякий раз соединяются наше сегодня и наши воспоминания, возможно, и есть предчувствие Вечности – слабое, едва различимое, как в густом-густом тумане, когда силуэты окружающего мира если и угадываются, и то с большим трудом, а порой совсем неразличимы.

Оксана Головко
 

В сюжете: Память время вечность

 

Просмотров: 182
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru