О свободе: истинной, христианской и о том, что под этим подразумевают в современном западном мире
Заглавие статьи взято из известной русской песни «Дубинушка». Ее последние куплеты звучат так:
Но настала пора,
И поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину
И, стряхнув с плеч долой
Тяжкий гнет вековой,
На врагов своих поднял дубину.
Так иди же вперед
Ты, великий народ!
Позабудь свое горе-кручину.
И свободе святой
Гимном радостным пой
Дорогую, родную дубину.
Эта песня была очень популярна перед революцией, ее пели не только на демонстрациях, но и исполняли на концертах. Призыв был услышан, и народ, «разогнув согбенную спину» во всю свою великую мощь, так стал махать «дубиной», что попало правым и виноватым, старым и малым, рабочим и крестьянам, купцам, духовенству, дворянам. Всем досталось. Но еще А.С. Пушкин предупреждал: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Переживший революцию и гражданскую войну капитан военно-морского судебного ведомства, Борис Александрович Лазаревский, оказавшись в эмиграции, писал: «В 1918 году я сумел даже напечатать несколько очерков, но затем бегство от палачей, и растеряно все. Не потерялась только любовь к людям, которых соблазнили или безумные, или бессовестные. В плавании хорошо думается, и мне однажды пришло в голову: Чтобы жестоко наказать ребенка, неумную женщину, или людей политически наивных, нужно только позволить каждому из них делать все, что он захочет, а затем и самый злейший враг не сумеет вырыть такой бездонной ямы, в которую с восторгом готов ринуться каждый из этих несчастных…»
Но, несмотря на это, казалось бы, очевидное наблюдение, свобода по-прежнему воспринимается, как некая, едва ли не высшая святыня, покушаться на которую никому не позволено. Но свобода бывает разная.
Свобода любить и жертвовать собой, свобода делать то, что должно, свобода подчинять частные интересы общим, свобода быть сильнее своих слабостей и страхов. Свобода быть верным, мужественным и благородным. Но даже такую свободу нельзя назвать святой, потому что Свят только Один Бог. «Иисус же сказал уверовавшим в Него иудеям: если вы пребудете в слове Моем, воистину ученики мои будете, и уразумеете истину и истина свободит вас» (Ио. 8.31-32). Пилат, на судилище которого был приведен Спаситель, спросил у Него: «Что есть истина?» Но Пилат сформулировал вопрос неправильно: надо спросить не «что», а «Кто есть истина?» «Аз есмь путь и истина и жизнь» — уразуметь истину, а, следовательно, обрести подлинную свободу можно только на пути следования Христу.
Однако современный западный мир или отвергает то, к чему призывал Христос, или просто вежливо Его не замечает. Поэтому под словом свобода подразумевается нечто противоположное христианскому пониманию.
Свобода быть эгоистом и заботиться только о себе, свобода делать то, что хочешь, не считаясь с окружающими, свобода обижать и обижаться, свобода считать себя правым, а несогласных заносить в список врагов и не признавать их полноценными людьми. Свобода кичиться своими достоинствами, как правило, мнимыми, и не замечать своих недостатков. Такая свобода очень агрессивна, и именно такая свобода «приходит нагая», голодная и озлобленная, быстро доводя до нищеты и лишений тех, кто имел несчастье оказаться у нее на пути.
Французская буржуазная революция провозгласила лозунг «свобода, равенство и братство». Равенство и братство как-то не привились, а государства и народы получили свободу вести такие опустошительные войны, перед которыми меркнут самые жестокие войны древности. Но, в отличие от древности, в новое время истребление себе подобных стали вести, цинично прикрываясь красивыми лозунгами. Например, фашистская Германия войну с СССР, действительной целью которой было уничтожение русского народа, объявила «крестовым походом против коммунизма». Советских военнопленных и других «расово неполноценных» сжигали в печах крематориев. В пламени печей по после военным оценкам было уничтожено более 8 миллионов невинных жертв, включая стариков, женщин и детей. Сейчас количество жертв многократно снижают, доводя до двух миллионов.
США и Англия являвшиеся, так сказать, оплотом демократии и капитализма, несли находящимся в глубоком тылу жителям Германского рейха свободу от тоталитаризма на крыльях тяжелых бомбардировщиков: «Летающих крепостей», «Ланкастеров», «Либерейторов». В огне пожаров, перераставших в огненные смерчи, сгорали заживо старики, женщины, дети. По разным оценкам жертвами «ковровых бомбардировок» стало от 600 тысяч до 2 миллионов человек.
Конечно, это значительно меньше, чем погибло в концлагерях, но сами по себе, эти цифры ужасают. Что с того, что 600 тысяч меньше, чем 8 миллионов? Это не уменьшает страданий тех, кто заживо сгорел в огне пожаров. Если же принять новейшие оценки, то масштаб злодеяний фашистов и «освободителей», становится даже количественно одного порядка.
На воротах Освенцима фашисты цинично написали: «Труд делает свободным». Название тяжелого американского бомбардировщика В-24 «Либерейтор» переводится как «освободитель». Ужасает не только чудовищное количество жертв, но и цинизм, как нацистов, так и носителей так называемой демократии, которые по каким-то им одним ведомым соображениям истребление беззащитных людей соединили с освобождением.
Несколько лет назад автору удалось побывать в Страсбурге. Страсбург – столица и главный город региона Эльзас на северо-востоке Франции, расположенный недалеко от границы с Германией. Это очень красивый город, который ведет свое историю еще с эпохи Римской империи. В нем сохранилась древняя застройка, включая знаменитый Страсбургский собор, украшенный, словно кружевом, резьбой по камню. Кажется, что время пощадило этот город. Но, если присмотреться внимательнее, оказывается, что это не так.
В период Второй мировой войны город подвергся бомбардировке, которая «освободила» часть его территории от исторической застройки и ее обитателей. На этой территории воздвигнут комплекс Совета Европы с Европейским судом по правам человека, Европейским директоратом по качеству лекарственных средств и Европейской аудиовизуальной обсерваторией, Европейский парламент и Европейский омбудсмен Европейского Союза. Если идти из центра города к комплексу Совета Европы, видно, что историческая застройка резко обрывается, сменяясь современной архитектурой. Страсбургский суд вершит свою деятельность на месте гибели невинных людей, можно сказать, на костях. Виновные в их смерти так и остались безнаказанными. Об этих полных драматизма фактах справочники и путеводители красноречиво умалчивают.
Несмотря на несомненные потери, город и его население пострадали, но сравнительно не сильно. Этого нельзя сказать о многих других городах, которые подвергались бомбардировкам, имеющим целью их полное уничтожение. Мы говорим именно о мирных городах, которые лежали на значительном удалении от линии фронта, а не о таких, как, например, Сталинград, который превратился в арену исключительно ожесточенного сражения. Конечно, и в мирном городе могут находиться объекты, имеющие стратегическое значение. Но бомбили не столько подобные объекты, сколько кварталы, в которых обитали мирные жители.
Например, для того, чтобы остановить производство самолетов, танков, подводных лодок и другой военной техники, достаточно уничтожить заводы, производящие подшипники. Без подшипников никакой механизм работать не может. Казалось бы, надо сосредоточить усилия стратегической авиации на уничтожении шарикоподшипниковых заводов, но нет. До конца войны Германия наращивала производство военной техники, потому что главной целью союзным командованием было поставлено уничтожение людей. В бесчеловечном отношении к простым людям либеральные ценности вполне согласуются с тоталитаризмом, крайним проявлением которого является германский фашизм.
Приведем заслуживающую самого пристального интереса цитату.
«Незомбированная часть человечества — возможно, меньшая — не обманывается относительно, так называемого, цивилизованного Запада.
Хладнокровные убийцы в манишках, сияющие улыбками со всех телеэкранов мира, держат в своей власти мириады лакеев — журналистов, писателей, «учёных», «историков», создающих и поддерживающих грандиозный миф об умилительных «общечеловеческих ценностях» — полупрозрачной ширме, прикрывающей ледяное корыстное бездушие Запада, умершего внутри себя и мстящего всему человечеству за собственную ущербность.
Но и сами «манишки» ведомы скрытыми от глаз миллионов вершителями судеб: супермафией банковско-финансовых воротил, для которых на планете не существует государственных границ. На этом уровне степень «оледенелости» — ещё большая. Здесь уже воспитался такой редкостный тип человекообразных, который ищет вдохновения в сатанински извращённых идеях.
Внешние результаты их совместной «работы» в последние годы наиболее ярко проявились в Ираке, в Сербии и в России, где люди истреблялись тысячами, и этому предписывалось, если не радоваться, то молча повиноваться».
Теперь, добавим от себя, гибельные результаты их «работы» проявляются и на востоке Украины, которую стремятся ввергнуть в кровавый хаос гражданской войны, не останавливаясь перед тем, чтобы сжигать и мужчин и женщин в пламени пожара, заманив их в ловушку, или расстреливать из артиллерии жилые кварталы. На шею многострадального украинского народа набрасывается петля «безграничной свободы», а виновными объявляют тех, кто хочет избавить его от этой петли, потому что они якобы борются против «свободы святой».
Действия либералов, то есть носителей свободы, которая понимается, как вседозволенность для избранных, приводят только к тому, что простым людям становится жить все хуже и хуже. Так, известный американский идеолог Збигнев Бжезинский написал книгу, озаглавив ее «Великая шахматная доска». Тот, кто высококлассно играет в шахматы, называется гроссмейстер. Ну, а того, кто играет на «великой шахматной доске», по ассоциации с магистром, например, ордена Тамлиеров, можно назвать «великим гроссмейстером».
По-прежнему, как говорил Маяковский, «для веселия планета наша мало оборудована» из-за корысти, тупости, горделивой само ограниченности подобных «великих гроссмейстеров». Они двигают народами и странами, словно пешками, по выдуманной ими самими «великой шахматной доске». Но, несмотря на то, что подобные передвижения приносят странам и народам лишь великие бедствия, услужливая пропаганда уверяет всех в том, что все идет по плану, потому что создается новый мировой порядок. Этот термин получил широкое распространение при Наполеоне, затем был подхвачен Гитлером и теперь вновь обретает популярность.
И при Наполеоне, и при Гитлере европейские народы покорились новому мировому порядку, лишь русский народ проявил непокорность злу и в неравной борьбе одержал победу над силами Европы, объединенной сначала Наполеоном, потом Гитлером. Но бороться все труднее и труднее: если с наполеоновским нашествием Россия справилась за полгода, то для победы над гитлеровской Германией и ее союзниками потребовались уже четыре года и неисчислимые жертвы.
Еще в XVIII веке великий немецкий драматург Шиллер сказал, что русских победить могут только русские. В XX веке «хладнокровные убийцы в манишках» наконец хорошо поняли, что в вооруженном противостоянии с Россией никому не справиться. Поэтому подобно фашистской Германии, которая при захвате ряда стран опиралась на «пятую колонну», сделали ставку на своих единомышленников и союзников в самой России и на нравственное разложение русского народа.
Однако они были далеко не первыми. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, без сомнения, обладавший даром предвидения устами одного из самых своих отрицательных персонажей романа «Бесы», Петра Верховенского, озвучивает схожие мысли: «Мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве». Далее Верховенский говорит: «Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал — свирепствовал тезис Littr?, что преступле-ние есть помешательство; приезжаю — и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. «Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!». Но это лишь ягодки. Русский Бог уже спасовал пред «дешовкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали!»
Нельзя недооценивать своих противников, тем более таких неглупых и таких беспощадных. Нельзя самодовольно не замечать своих недостатков, проявляя свою ограниченность и неразумие.
Необходимо понять, почему распалась великая держава, как это произошло, почему среди нас так много разногласий? Возьмите любую сложную острую проблему, и вы увидите, как по-разному на нее смотрят даже близкие вам люди. Наша сильная сторона, непокорность, очень скоро проявится в подобных обсуждениях, как непримиримость и враждебность. Но непокорность должна быть обращена ко злу, неправде, а не к оппоненту, который имеет право на свое мнение, и оно не обязательно должно совпадать с вашим, тем более, что ни та, ни другая сторона не обладает полнотой информации.
На разных форумах неоднократно приходилось стакиваться с мыслью, что «у врагов нечего учиться, их надо уничтожать». Но это же совершенно неверно! «Люби врагов своих, рази врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих», — так говорил святитель Филарет Московский. Врагов надо не уничтожать, а поражать и побеждать. Но побеждать можно не только силой оружия, но и великодушием.
Знаменитый покоритель Сибири, атаман Ермак, «на свою ласку взял больше, чем на свою саблю». Император Петр Великий пригласил на пир побежденных шведских генералов и «за учителей своих, чужих» поднял заздравный кубок. Вот этим великодушием и отличались наши предки, не считая зазорным учиться и перенимать все лучшее даже у своих злейших врагов.
Например, наши недруги информационную войну ведут исключительно успешно, а мы, к сожалению, им почему-то проигрываем. Есть чему у них поучиться! Конечно, для того чтобы людей обманывать, необходимо тратить огромные деньги. Если же говорить правду, то на это не требуется столько денег, требуется спокойная, здравая оценка текущих событий и учет опыта, явленного нашими предшественниками в отечественной и мировой истории. Если СМИ будут относиться к своей аудитории уважительно и правдиво, то люди воспримут такую информацию с доверием и доброжелательностью, и правда сама себя оправдает.
Сейчас мы переживаем переломное, можно сказать, трагическое время. Вновь, как и в годы Великой Отечественной войны, наш народ может благотворно проявить свою великую силу. Но народ – это мы сами. От каждого из нас зависит не дать угаснуть самосознанию, унаследованному от наших великих предков, но, напротив, способствовать тому, чтобы оно засияло с такой силой, чтобы не только наш народ, а и весь мир вытащить из той пропасти, в которую его гонят расплодившиеся во множестве верховенские, бжезинские и прочие подобные им человекообразные в белых манишках.
Протоиерей Александр Ильяшенко
pravmir.ru