Недавний документ Синода католических епископов вызвал немалую смуту в среде самих католиков и немалый восторг – в либеральной прессе, которая объявила, что Ватикан наконец-то проявил «милосердие к геям и неженатым парам». Похоже, многие люди и в мире, и в нашей стране верят, что это и есть милосердие. Но подлинное милосердие – это нечто совсем другое.
С точки зрения Церкви, милосердие – это поднять падшего из лужи и вести его до дома, поднимая и отряхивая, когда он падает опять, по дороге терпеливо снося с его стороны всякие выкрутасы. С точки зрения мира сего – не мешать человеку лежать там, где он устроился, даже если он там замерзнет, и ни в коем случае не оскорблять его даже намеками, что его положение неприлично и опасно.
Проблема в том, что милосердие в понимании современного человека отзывается на его желания; оно дает человеку то, что он хочет. В библейском понимании милосердие дает человеку то, в чем он нуждается. Это разные вещи, и любой, кто имеет опыт помощи людям, знает, насколько разные.
Человек может мучительно хотеть выпить – и просить у вас денег на это, – а нуждаться, понятно, не в выпивке, а в том, чтобы избавиться от своего порока. Наркоман, зарабатывающий на жизнь проституцией (как-то я принимал участие в неудачной попытке помочь такому юноше), может хотеть отлежаться и сбить дозу, чтобы вернуться к прежней жизни, – а нуждаться он может совсем в другом. В том, чтобы порвать с наркотиками, переменить образ жизни, овладеть профессией, выработать в себе совершенно иной характер, способность упорно учиться и трудиться, строить полноценные отношения с людьми. Но бедный молодой человек ничего этого не хотел – он хотел ловить кайф и чтобы ему не нужно было утомлять себя работой. Он хотел того, что его убивало, – а вот того, что могло бы ему помочь, не хотел. Грех вызывает тяжелую дезориентацию: мы хотим того, что нас губит, и отвергаем то, что могло бы нас спасти. Иногда я иду мимо магазина, и какие-то явно страдающие люди просят у меня мелочи. Должен ли я поступить по их желанию и дать им денег? Нет, они тут же употребят их на выпивку, на беду себе и горе своим семьям. Иногда милосердие требует не давать людям того, что они просят, – и не говорить им того, что они хотели бы услышать.
Самое трудное в помощи людям без определенного места жительства – это не приискать им жилье или работу, а побудить их вернуться к упорядоченной жизни, навыки которой они утратили. Очень часто люди с проблемами нуждаются не только (и не столько) в том, чтобы кто-то изменил обстоятельства вокруг них, но в том, чтобы им самим измениться. Это трудно – потому что люди этого, как правило, не могут, и это еще труднее, потому что нередко они этого не хотят. Вернее, как это обычно с нами, людьми, бывает: на каком-то уровне человек хочет вести трезвую и приличную жизнь, но сильнее он всё же хочет выпить.
Помочь человеку в этой ситуации – значит, помочь ему измениться. А если он не хочет? Если он не хочет – ничего сделать нельзя. Нам легко признать эту проблему – человек хочет чего-то одного, а нужно ему совсем другое – применительно к каким-то посторонним и несимпатичным нам людям, алкоголикам, бомжам, наркоманам, проституткам. Но реальность такова, что это проблема каждого из нас. Это проблема падшего человеческого рода вообще.
Что же делать? Что делать, например, наркоману? Покориться тому, кто, во-первых, здоров (по крайней мере, свободен от химической зависимости), во-вторых, искренне желает ему добра, и принять его взгляд на жизнь. Согласиться с кем-то – отцом, братом, другом, врачом, – кто скажет: «Да, я знаю, тебе больше всего хочется уколоться. Но это не то, что тебе нужно. Тебе нужно переменить свою жизнь и свои интересы».
А что делать всем нам, бедным грешникам? Довериться Тому, Кто, во-первых, безгрешен, во-вторых, любит нас подлинной и неизменной любовью. Господу нашему Иисусу Христу. Как говорит святой апостол Петр, «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь
глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6: 68–69).
Мы все нуждаемся в покаянии, в том, чтобы изменить нашу жизнь – и подчинить ее заповедям Божиим, которые есть критерий здоровья. Церковь есть врачебница, которая помогает нам это сделать. Христос, наш Спаситель, пребывающий в Церкви, преподает нам чрез нее спасительные Таинства и наставляет в благочестивой жизни – подобно тому, как врач дает нам лекарства и предписывает определенную диету и режим.
Беда в том, что грешник (а мы все грешники) больше похож на наркомана, чем на обычного больного: у него поражена воля, а не просто тело. Он всё время порывается сбежать, предписания врача кажутся ему невыносимым стеснением. Он то сбегает из лечебницы, то прибегает вновь, то капризничает и требует, чтобы его лечили так, как он хочет, – хотя так лечить невозможно.
Область пола не является греховной сама по себе – Бог не создал ничего в принципе дурного, а сатана и не мог ничего создать. Но грехопадение глубоко повредило ее – так же, как и другие стороны нашей природы. Прекрасный дар Божий оказался испорчен и извращен – во всех нас. Мы все стоим перед необходимостью обуздывать наши импульсы – иногда весьма сильные и настойчивые. Потому что если мы последуем им, они приведут нас и к временному, и к вечному несчастью.
И тот, кто помогает нам говорить им «нет», – проявляет милосердие и заботу, которую и должен проявлять друг, врач или пастырь. Тот, кто дает дозволение на грех, поступает скорее по ницшеанской максиме «падающего – толкни». Если вы ищете подлинного милосердия, вы должны быть готовы к тому, что оно потребует от вас измениться – и будет помогать в процессе. Путь будет нелегким; но в конце его – вечная радость.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru