ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Мир и Православие | 1-07-2015, 14:32

Источник информации

Одно большое «никто»

Проголосовать:
голосов: 0

 Одно большое «никто»

Владимир Гурболиков о том, как убивает "цифра"

Редактор «бумажного» журнала (тем более православного) обсуждать ситуацию с нашим «свободным» рынком может бесконечно. Его можно понять: не рынок, а обдираловка. Не помощник в распространении, а какой-то убийца. Он (при весьма странной роли чиновников) на корню уничтожает нашу связь с другом-читателем, который для нашего просветительского дела не менее важен, чем московский или петербургский интеллигент. При помощи диких накруток он делает нас недоступными для большей части нашего духовенства, учителей и катехизаторов, библиотекарей, многодетных родителей…

Но что с ним, с рынком поделаешь? Он — такой. В отличие от конкретных людей. От тех, кто пытается как-то изменить и свою, и нашу общую жизнь.

 Вот тут для меня сейчас вся заковыка. Потому что чем более я разговариваю, переписываюсь и читаю моих образованных и успешных коллег по (как теперь модно говорить) «креативному классу», тем менее боюсь рынка. Рынок — это так, игрушки.

Я боюсь — нас.

«Все читатели давно уже перешли в интернет»; «бумажные журналы никто давно не читает», — годами слышу и читаю слова-заклинания. А параллельно отвечаю на письма из русской провинции. Откуда просьбы помочь с получением «бумажного» «Фомы» звучат в виде стона или вопля. Но этот стон и вопль — кому ж кроме нас он интересен? Тем более из тех, кто пишет про «всех» и «никого»?..

Эти словечки меня всё больше тревожат: что это за «все» и «никто»? Они же повсюду! От: «Все давно перешли на “айос”» (альтернативный вариант — на «андроид». Но тоже — все); до: «Никто не верит церковникам».

Дорогие, объясните мне: а кто такие эти «все»? И что означает слово «никто»?

 Быть может, «все» — это пятьдесят или сто (или даже тысяча!) моих «френдов» плюс два-три деятеля, которых лично я уважаю? Допустим. Но кто же тогда, по-вашему, те «все», которые — «все остальные»?..

 Или, например, то же словосочетание «креативный класс». Писатель Минаев в свое время успел «удивиться»: с каких пор у нас столько творцов, чтоб целый класс набрался? И как понять, отчего клерк в московской конторе — «креатив», а библиограф из Воткинска — нет? Потому ли, что у последнего вопрос не в том, сменить ли свой нетбук на планшет, а в том, как выбить для библиотеки новые книжки? Которые не поступали с прошлого века?..

Тогда и в самом деле: эти «скучные» люди никак не могут относиться к «креативному классу».

 Не «торкает» такая история, а значит как бы и нет ее. Газета — это скучно, напоминает про времена шести соток с дощатой будочкой у забора. А значит, «никто» уже не читает газет. И делают их лишь лузеры и для лузеров. Кстати, после слова «бюджетник» в мозгу то же самое: «лузер» — и образ старой училки из фильма «Чучело» (если кто еще помнит эту ленту)… Будто речь о каких-то неандертальцах, которые завтра вымрут. А раз вымрут, зачем думать об их проблемах?..

Оговорюсь: то, что мир меняется, понятно всякому. И полиграфисты не настолько глупы, чтобы не понимать значения электронных форматов, которые меняют традиционный массмедийный ландшафт. Но хорошее знание этой ситуации убеждает полиграфиста не в том, что «бумагу» заменит, как говорилось в фильме «Москва слезам не верит», «одно сплошное телевидение».

 Это было и остается пустословием. На деле произойдет очередное перераспределение форматов, в котором полиграфия изменит свою роль. Но, безусловно, останется. Причем отнюдь не в качестве маргинального довеска к электронным ресурсам.

Точно так же обстоит дело и со служащими людьми: от священников и офицеров до учителей с врачами, водителями общественного транспорта и т.д. и т.п. Они не вымрут и никуда не денутся. Несмотря на то, что их роль и облик неизбежно станут иными.

Но в моде сейчас конструкции несложные. И сохранять внимательное и серьезное отношение к «непрогрессивному» не так просто в нынешней обстановке. Но — необходимо!

«Креативный класс» сейчас претендует на право назваться «совестью нации», олицетворением наиважнейших сил, которые несут ответственность за происходящее. Но в этой нашей среде появилась почти незамеченная опасность: сугубо виртуальное представление о мире живых людей. Отсутствие интереса к тем, кто не выходит на ту или другую площадь и не умеет обсудить проблему Путина или «айпада»…

Когда-то интеллигенция ходила в народ и плакала над участью русского крестьянства. Как историк по образованию, я (глядя на нынешнюю нашу ситуацию) начинаю прежнему русскому крестьянину в чем-то даже завидовать. О нем — думали! О его участи проливали слезы! Ради него получали пулю, петлю или каторгу… К нему — «шли в народ»…

А сейчас, скажите, кто (кроме наших батюшек) идет в народ, если не считать народом группу своих друзей по твиттеру?..

Если все труженики, от водителей трамваев до врачей и учителей, одновременно перестанут трудиться, весь виртуальный мир рухнет. Но кому интересно об этом думать?

Непринятие человека становится спокойным и — тотальным. Оно и в самой «креативной сфере» сплошь и рядом. В чем-то это сродни убийству. Иногда вижу, как убивают и меня или кого-то из моих друзей. В каком-нибудь блоге, где по наивности задал вопрос или возразил. А хозяину не надо, чтобы возражали. И смотришь, как тебя отбраковывают. Абортируют. С такой уверенностью и снобизмом, что ты действительно чувствуешь себя мертвецом в глазах этого человека. И начинаешь верить, что в сети действительно живут только «свои». А я или мой друг, если он посмел иметь иную точку зрения — «никто».

«Свои», живые — и «никто», мертвые. Происходит скатывание к тому человекоубийству, о котором говорил Христос в Нагорной проповеди. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, (…) кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5:21-26). Беда в том, что чем более человек осознает себя частью «креативного класса», тем, к сожалению, сильнее в нем стремление «уничтожить» окружающих, ежели они «безумные» или «рака». И даже церковные люди не всегда осознают духовную угрозу.

Я боюсь, что наступит момент, когда тотальное игнорирование бед и горестей в отношении всех наших якобы лузеров перейдет в окончательную фазу.

Тогда речь пойдет уже о том, что и фото болящего ребенка (которые пока еще вызывают стремление помочь) не заставят с жалостью вздохнуть о чьей-то беде.

И только кружок твиттерян останется тем, что достойно внимания на третьей планете солнечной системы. Которую аборигены когда-то именовали Землей…

foma.ru


 

В сюжете: Владимир Гурболиков бумага цифра человек

 

Просмотров: 1 447
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru