ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Декабрь 2024 (1)
Ноябрь 2024 (10)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)

Публикации / Мир и Православие | 9-07-2015, 12:30

Источник информации

Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком?

Проголосовать:
голосов: 0

Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком?

Действительно ли Папа Римский говорил, что верить в Бога – не обязательно, лишь бы человек был хороший, и почему таким человеком мы видим именно себя, – размышляет Сергей Худиев.

 В социальных сетях распространяется цитата, которую приписывают Папе Римскому Франциску:

«Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком. В некотором виде, традициональная идея Бога уже устарела. Человек может быть духовным и в тоже самое время не быть религиозным. Не обязательно ходить в церковь и оставлять там свои деньги. Для многих природа может быть церковью.

Некоторые из лучших людей в истории вообще не верили в Бога, в то самое время пока верующие делали наихудшее, что может сделать человек».

Цитата эта подложная, Папа Римский этого не говорил. Но интересно другое – почему людям она так нравится? Давайте попробуем разобраться.

Любая реально существующая религиозная традиция имеет определенные требования к своим адептам.

Более того, любой курс обучения чему бы то ни было – искусству рисования, иностранным языкам, прыжкам в длину, ориентирования на местности – требует определенной дисциплины и усилий. Писать бесконечные упражнения по грамматике чужого языка – крайне нудное и утомительное дело. Как и поднимать железо в спортзале. Как и отрабатывать движения карандашом.

Любой рост требует усилий. Даже не совершенство, а любое улучшение приходит в результате решимости, упорства, готовности принимать наставления тех, кто опытнее в этом деле. Он также требует готовности преодолевать усталость, разочарование и недовольство, которое является неизбежной частью процесса.

Если Вам скажут, что Вы можете прекрасно понимать иностранный язык, не мучаясь с учебой, быть атлетом, не изнуряя себя тренировками, или быть высокооплачиваемым специалистом, не утруждая себя профессиональной подготовкой, Вы просто посмеетесь. Так не бывает.

В то же время множество народа верит, что самое важное человеческое дело – быть хорошим человеком – может обойтись безо всяких усилий. Быть хорошим пловцом – нужны месяцы, даже годы изнурительных тренировок. А вот быть хорошим человеком – это проще пареной репы.

Величайшие умы человечества изнуряли себя вопросом: что значит быть хорошим человеком? Что есть подлинное благо? Как его достичь? Философы и религиозные искатели полагали жизнь на то, чтобы как-то понять это. Аскеты изнуряли себя голодом и медитировали под деревьями, мудрецы рассуждали, подвижники бросали все и круто переменяли свою жизнь, законники составляли сложные правила – и все эти сверхусилия были направлены как раз на то, чтобы быть хорошими людьми. Или хотя бы умереть, пытаясь.

И тут открывается, что все эти поиски были совершенно не нужны – не нужно утруждать себя хоть чем-то. Мы и так хорошие. Величайший поиск в истории человечества – поиск праведности, объявляется оконченным на том, что и искать-то ничего не надо. С нами и так все в порядке.

Но если с нами все и так в порядке, кто произвел весь этот чудовищный беспорядок, который мы видим в каждом выпуске новостей? Какие-то другие, плохие люди? Парадокс в том, что наша уверенность в том, что это какие-то другие плохие люди, взаимна – другие люди считают плохими нас.

В чем же разница между искусством, скажем, игры на скрипке и искусством быть хорошим человеком? В том, что поддерживать в себе уверенность в том, что я великолепный скрипач, трудно. Это возможно только до тех пор, пока у меня в руках не

окажется скрипка. А быть уверенным в том, что я – хороший человек, очень легко. Мы упражняемся в этом с самого детства и достигли большого искусства.

Большинство бандитов уверены в том, что они – хорошие люди. В этом же уверены – у нас есть их слова об этом – самые страшные злодеи в истории, Гиммлер, Пол Пот и другие подобные им деятели.

Парадокс нашей природы состоит в том, что плохие люди уверены в своей хорошести; хорошие люди склонны переживать из-за своих проступков. Самые страшные вещи делаются людьми, которые уверены, что уж они-то – точно хорошие. Не допускайте сомнений в своей хорошести – и вы окажетесь на короткой дороге в ад.

Почему же люди захотели вложить эту цитату в уста Папы, почему ее цитируют с таким одобрением? Потому что мы все хотим услышать проповедь самодовольства – а это она.

Позвольте привести пример. Некоторое время назад, очарованный готической магией немецкого языка, я предпринял попытку его выучить. Поразительный язык. (Только сравните это неотразимое «du sollst» с вялым английским «you should» или почти извиняющимся на этом фоне нашим «ты должен»!)

Но у немецкого языка (внезапно!) оказалась грамматика и даже падежи. Я не осилил. Какое-то время после этого немецкий был мне глубоко неприятен – он напоминал мне о моем провале. Он указывал мне на то, что я не слишком собранный и усердный человек.

Нам не нравится быть провалившимися. И особенно нам не нравится быть провалившимися в самом важном деле, которое у нас есть – быть хорошими людьми. Поэтому мы готовы с восторгом принять проповедь того, что мы, в общем-то, и не провалились. Мы и так хорошие.

Но проповедь эта – ложная. Опыт святых – и даже опыт людей за пределами Церкви, которые всерьез старались быть хорошими, – показывает, что это требует усилий. А усилия начинаются с осознания того, что мы – не хороши.

Обучение игре на скрипке начинается с признания, что я не умею играть на скрипке. (Думаю, что можно сказать «не знаю, не пробовал» – это будет несколько более щадящий вариант для самолюбия). Точно так же путь к тому, чтобы быть хорошими людьми, начинается с осознания того, что мы не хороши. У нас большие проблемы с хорошестью. Мы точно их обнаружим, если всерьез постараемся быть хорошими.

Если я хочу научиться играть на скрипке, мне следует обратиться к скрипачам. Если я хочу научиться быть хорошим, мне следует обратиться к единственному полностью Хорошему Человеку – Господу нашему Иисусу Христу. И к тем, кто старался Ему подражать и достиг в этом определенного успеха – к святым.

И мне следует поверить в Бога и войти в Церковь – да, это пугающий момент. В Церкви ближние, а я их не люблю. Что же, это придется признать – я не люблю Церковь потому, что я не являюсь любящим человеком. С этого признания начинается духовный рост – да, я нехорош и хочу измениться. Это непосильный труд и только нашими усилиями – не решаемая задача. Но Христос для того и создал Церковь, чтобы помочь нам в этом.

pravmir.ru


 

В сюжете: Сергей Худиев хороший человек вера Бог

 

Просмотров: 1 756
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru