ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Мир и Православие | 5-08-2015, 12:27

Источник информации

О чем нас спросят, и о чем не спросят, - на Страшном Суде?

Проголосовать:
голосов: 0

Протоиерей Олег Стеняев

04.08.2015 20:04

 

Протоиерей Олег Стеняев

 

 

«…ищите правды, спасайте угнетенного,

защищайте сироту, вступайтесь за вдову»

(Ис.1:17).

«Видишь ли ты, какое большое значение Бог придает

везде милости и заступничеству

за тех, кому причиняется несправедливость?»

(Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Евреям).

Что поражает больше всего в том, как Христос ведет Страшный Суд, так это то, что Он не рассматривает никаких законодательных, теологических (вероучительных) и обрядовых вопросов, не касается масоры (предание и система истолкования Писания). Все строится на оценке активной социально-значимой жизненной позиции или ее отсутствии. Главная тема и акцент Страшного Суда – это МИЛОСЕРДИЕ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ, значит, и Суд этот страшен именно для немилосердных и несправедливых. Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Но милосердие понимается в словах Христа не как гуманитарная помощь нуждающимся, но как подлинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ, то есть деятельное и даже наступательное милосердие, ниспровергающее ханжество и лицемерие лжегуманизма. Читаем: «…ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17); и еще: «…суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13); и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Итак, Сын Божий, на Страшном Суде, выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира:

  1. Голод.

  2. Нехватка чистой питьевой воды.

  3. Отсутствие жилья.

  4. Отсутствие одежды.

  5. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний.

  6. Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы.

Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Мф. 25, 42).

Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ в мире от голода и недоедания умирают 18 тысяч детей, и 854 миллиона людей ложатся спать голодными. Об этом сообщил глава Всемирной продовольственной программы (ВПП), господин Диуф, назвав сложившуюся ситуацию «страшным обвинением миру».

Нельзя обвинять природу или Бога в том, что пищи и ресурсов на этой планете не хватает многим и многим миллионам людей. Господь Бог создал эту планету такой, что она может позаботиться обо всех живых существах, населяющих ее. Создав мир, Бог воскликнул: «хорошо весьма» (Быт. 1, 31). И только богачи со своим неправильным распределением труда, ресурсов и продовольствия, используя спекулятивно нажитый капитал, обрекают на нищету и голод целые народы и страны.

«На нашей планете производится продовольствие, которого достаточно, чтобы прокормить все ее население» – сказал официальный представитель ООН господин Диуф. Он добавил, что право на питание было формально признано во Всемирной декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, однако оно до сих пор не обеспечивается.

В Библии сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2, 15–16); и еще: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом» (Притч. 25, 21). Пророк Исаия призывает: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58, 7). Богатые не обращают внимание на проблемы малоимущих, они живут так, «как будто… одни поселены на земле» (Ис. 5, 8). Голодных и больных дистрофией становится с каждым годом все большее и больше, в том числе и в нашей стране.

«Жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25, 42).

Нехватка чистой питьевой воды – еще одна серьезная проблема нашего мира. Каждый пятый житель планеты не может пить вдоволь пресной воды.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время на нашей планете почти два миллиарда человек страдает от нехватки питьевой воды. За последние 100 лет потребление воды увеличилось в семь раз. По мнению международных экспертов, проблема дефицита пресной воды станет одной из самых острых к середине ХХI века. По прогнозам ученых, к 2025 г. 3,2 миллиарда жителей нашей планеты будут страдать от недостатка воды, дефицит пресной воды к этому времени увеличится до 1,3 – 2,0 триллионов кубометров в год. По данным ООН, уже сегодня ее дефицит, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивается в 230 миллиард кубометров в год.

Сказано: «если он жаждет (враг твой. – О.С.), напой его водою» (Притч. 25, 21); и еще: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42). Чувство жажды, и особенно духовной, по-настоящему мы сможем удовлетворить только в Царствии Небесном. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22, 1); и еще: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

По прогнозам политологов, войны XXI века будут вестись за водные ресурсы и северные регионы планеты – и это обусловлено всемирным потеплением. Особый интерес у мировой финансовой элиты вызывает озеро Байкал, которое и пытаются отторгнуть от РФ, включая «проект Байкал» во всевозможные международные и зарубежные проекты. Десятки, если не сотни, организаций обосновались на берегах этого северного чуда.

Проблемы с чистой питьевой водой по-прежнему волнуют многих и многих людей.

«Был странником, и не приняли Меня» (Мф. 25, 43).

Люди, нуждающиеся в жилье, – еще одна серьезная проблема современности. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис. 5, 8–9). Искусственное завышение стоимости жилья, вытеснение малоимущих людей за пределы мегаполисов; «черные риэлторы», действующие по наводке милиции и социальных служб, вывозящие пожилых и одиноких людей прямо живьем на кладбища или в крематории, – все это реальность наших дней. Сказано у пророка Амоса: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» (Ам. 6, 11). – То есть, нечестивый бизнес на жилье будет обречен на уничтожение в День Господа.

Бездомными в современной России являются: дети-беспризорники, бомжи, дети, занимающиеся проституцией (ради куска хлеба), и пожилые люди, изгнанные детьми или внуками умирать на улицу. По разным оценкам, от трех до пяти миллионов взрослых россиян и от двух до пяти миллионов бездомных, беспризорных детей не имеют постоянного жилья в РФ.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, “в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть 2 из 100 детей в России – беспризорники”, – передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

Христос позаботится о Своих овцах, чтобы каждый в Царстве Его Отца имел свой дом. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3).

Миллионы и миллионы бездомных бросают вызов нашей вере, сможем ли мы устоять в День Суда?..

«Был наг, и не одели Меня» (Мф. 25, 43).

Люди, нуждающиеся в одежде, – еще одна серьезная проблема. Сказано: «ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца (то есть бездомного. – О.С.), и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца» (Втор. 10, 17–19). – То есть и вы поступайте так же. Сказано: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 40). Мы не должны ради тряпок вступать в разбирательство и пререкания с другими людьми, понимая, что только в Царстве Бога царит справедливость, в том числе и по отношению к внешнему виду человека, на что намекает стих из притчи о блудном сыне: «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15, 22). В любом случае – христиане всегда довольствовались тем, что имели, как сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8), но бережно относились к тому, что имели. Забыв талит (фелонь) в Троаде, апостол Павел писал: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим. 4, 13). Еще Христос учил учеников и народ бережно относиться к тому, что Бог посылал им. Сказано: «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лк. 9, 17). Запрещено было по внешнему виду оценивать духовные качества человека:«Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2, 2–5). В Царстве Бога спасенные народы и племена будут стоять «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9). А Самого Христа мы увидим облаченым «в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1, 13). «Подир» – это одежда ветхозаветных первосвященников.

Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде.

«Был… болен… и не посетили Меня» (Мф. 25, 43).

Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда.

Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране – увеличивается.

Медики ожидают, что к 2013 году количество больных онкологическими заболеваниями вырастет по всему миру до 15 миллионов человек, как сообщил заместитель директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена Валерий Старинский. “Где-то порядка 15 миллионов в 2013 году ожидается, по данным Всемирной организации здравоохранения, больных злокачественными новообразованиями. У нас (в РФ) сейчас на учете 2,6 миллиона человек”, – сказал он.

В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф. 8, 16). Перед вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14–16). Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра.

«Был… в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 43).

Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы – еще одна проблема. Суд – это дело Божие, и те библейские принципы проведения судебного разбирательства, которые установлены в Священном Писании, не соблюдаются мирскими судами. Впрочем, христианин только в исключительных случаях может обращаться в светский суд (см. Деян. 26, 32), для верующих существует суд церковный (см. 1 Кор. 6, 1–7). Не пытаясь давать нравственную оценку светским судам, мы обратим внимание на следующие цифры.

Если взять численность заключенных на 100 000 человек, то самая высокая плотность заключенных в «демократичных» США – 715 заключенных на 100 000 законопослушных граждан, второе место – в РФ (584)…

На 2006 год Госкомстат РФ называет следующую цифру заключенных – мужчин, женщин, детей и стариков: 800–900 тысяч.

Причем от лица находящихся в тюрьмах и лагерях в полной мере можно отнести сразу все пункты обвинения, кроме «был странником», так как по понятным причинам это не применимо для ограниченных в передвижении. Но со всей уверенностью к ним можно применить слова: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42–43). Ибо условия содержания во многих тюрьмах и лагерях – это и голод, и жажда, грязная и рваная одежда, болезни и ужасы ограниченной свободы.

Все эти люди в одинаковой степени, как голодающие и жаждущие, малоимущие, бездомные и больные, – и есть Господь Христос Иисус, просящий у нас помощи. Именно эти цифры, которые мы с вами рассмотрели по шести пунктам, лягут в основу обвинения на Страшном Суде по отношению к нам, живущим в начале XXI века, всей совокупностью стоящих за ними страданий, болезнями и несчастьями, трагедиями и смертями. Почему? Потому что Христос ставит знак равенства между Собой и «одним из сих меньших».

В этом и заключается универсальность христианства: служа любому человеку, «малому сему», независимо от того, кто или «что» он, мы служим Самому Христу. Ведь Сын Божий наставляет нас: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35).

Сегодня, впрочем, как и всегда от момента Боговоплощения (когда Сын Божий облекся в человеческую плоть и соделался Сыном Человеческим – вочеловечился), Христос – это…

…голодный бомж в грязной одежде, бредущий бесцельно по улице,

…и чахоточный мальчишка-беспризорник, избиваемый полицейским в подземном переходе,

…и больной и немытый старик, брошенный всеми в пустой квартире,

…и пожилая бабушка, стыдливо подбирающая пустые бутылки из-под пива,

…и малолетка, входящий в камеру по первому сроку его, «малолетки», где его будут унижать и насиловать,

…и старый зек, штопающий свой потрепанный бушлат, как штопают саван,

…и проститутка, избиваемая сутенером,

…и мальчик-солдат, кинутый на чеченский Грозный в атаку пьяным и обкуренным офицером,

…и пузатый рахитичный негритенок, «головастик», берущий в руку гуманитарную пластиковую бутылку теплой, но чистой воды —

и все это – ХРИСТОС.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25, 41–44).

Без сомнения, среди этих людей были и такие, которые некогда подавали нищим, отдавали поношенные вещи соседям, сбрасывались на работе на роженицу или на похороны. Но, оторвавшись от среднего класса, возвысившись до уровня олигархов, они как бы по инерции продолжали творить некое «милосердие». Но униженные и оскорбленные, ограбленные и разоренные не нуждаются ни в каком милосердии, они нуждаются в СПРАВЕДЛИВОСТИ.

А справедливость – это то, что однажды произнес один нравственный и физический «пигмей», и эти слова возвысили его душу до вершин богообщения. Это была настоящая тешува («покаяние»)! Вот эти слова: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 8–10).

Христос, отождествив Себя Самого с жаждущими и голодающими, скитающимися и нагими, больными и заключенными, объявил Себя Мессией труждающихся и обремененных (см. Мф. 11, 28) – Мессией нищих! Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9).


 

В сюжете: прот. Олег Стеняев Страшный Суд

 

Просмотров: 1 812
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru