Юлия Шутова о судьбе человека
Бог… терпения и утешения (Рим.15:5)
Взыщите Меня — и будете живы (Ам.5:4)
Двухэтажная «сталинка» на окраине города, желтые обшарпанные стены, за которыми расположилась «Надежда»- центр помощи бездомным. Случайное ли совпадение смыслов, оформленных в одном слове? Как говорится, ничего случайного не бывает, все имеет значение, свой замысел Творца, зачастую скрытый от нас.
Осторожно иду по первому этажу здания. Пока здесь беспорядок: здание ремонтируется, но второй этаж уже принимает постояльцев, которые пытаются выбраться зачастую с самого дна жизни.
Ловлю себя на мысли, что опасаюсь увидеть тех самых «попавших в сложную жизненную ситуацию». Почему? Сложно сказать. Наверно, потому, что так принято в обществе – не замечать их, или отворачиваться в сторону. А ведь «образ и подобие» никто не отменял…
– Осторожнее, первый этаж у нас еще полностью не готов, поэтому люди живут на втором этаже. Топило, да и трещины по всему зданию, — предостерегает меня бессменный бухгалтер центра, «мама» и просто «свой парень» для обитателей этого заведения Светлана Петровна. — Второй этаж чистый, ухоженный, теплый.
– А вы не боитесь тут одна? Среди ваших… подопечных?
– Нет, – улыбается моя спутница. – Я для них – свой парень. И лечу, и руковожу, и смотрю, и разговариваю. Такие же они люди, как и мы все. Может и в тюрьмах, да на улицах не оказались бы, если кто с ними хоть раз в жизни по-человечески поговорил.
Заглядываем на кухню. Помимо столов и лавок, сделанных руками обитателей Центра, замечаю два аквариума с черепахой и рыбками.
– Здравствуйте, – смущаются моего появления сидящие тут мужчины. – Рыбки наши нравятся?
– Нравятся. А вы их кормить не забываете?
– Как же можно? Живые ведь. Кормим обязательно, — показывает пальцем на корм мужчина с обгрызенными ногтями и коричневым лицом.
Да, люди, которым не раз в жизни приходилось голодать или есть объедки, знают цену куску хлеба.
— Светлана Петровна, заняты? — просовывает голову в дверной проем юркий парень.
— Через полчаса, Лешка, хорошо?
Парень добродушно улыбается и скрывается за дверью. Теперь он – волонтер, помогающий при центре таким же, каким был сам еще год назад. А двенадцать месяцев назад Лешка был … обитателем коллектора, а попросту трубы канализации, куда стекаются фекалии со всего города. Образом чего он был тогда? А подобием кого? Спросите любого прохожего, и ответ будет очевиден. Но нашлись и те, кто верил в то, что «Лешка из коллектора» сможет вернуться к нормальной жизни. И, конечно, рядом всегда был Тот, Кто никогда в этом не сомневался.
В тот момент, когда Лешку вынули из канализации, сложно было сказать, сколько ему лет, и даже какого он пола. Запах сбивал с ног, а от вшей, кишащих в этой «человеческой массе», страшно было подходить ближе, чем на десять шагов. Теперь Лешка деловито спешит по коридорам центра, ведь столько еще таких из коллектора могут бесследно пропасть без права на погребение.
В память врезались слова директора центра, сказанные за чашкой чая в кабинете.
— Попробуйте выйти в мороз и холод на улицу с мыслью о том, что вам некуда идти и негде согреться. Не думайте, что сейчас вы добежите до дома и выпьете горячего чая, завернувшись в плед. Нет у вас ни чая, ни пледа, ни дома. И, если вы не придумаете, где провести ночь, то вы замерзнете.
Провожал меня тот самый Лешка, который сказал, что теперь потихоньку с сыном отношения налаживает и очень рад, что не окончил свои дни среди мусора, крыс и вони канализации.
— Значит Богу я еще тут нужен!
После долгого пребывания в центре, я не заметила, как на улицах города стало темно. Не знаю, случайно ли (помнится, что их не бывает), но на город налетел ураган с ливнем и градом, я довольно быстро замерзла. Скользя на мокрых тротуарах, я думала только о том, что дома меня ждет горячий чай, который поможет мне согреться. Однако в голове прочно засела мысль о тех, кто в этот вечер не знает, где укрыться, чтобы выжить. А перед глазами все стоял Лешка, как явное подтверждение слов «Взыщите Меня — и будете живы» (Ам.5:4).
Фото Владимира Ештокина