«Православие или смерть», «Новый год или Рождество», «Чаплин или Чапнин», «Россия или Запад». А почему все время «или»? Зачем надо обязательно противопоставлять? Неужели Русская Православная Церковь погибнет, если в ней будут самые разные люди, которые могут праздновать или не праздновать Новый год?
Знаю, знаю. Большевики боролись с Рождеством и ёлкой, устраивали комсомольские пародии на празднование Пасхи или Рождества, а в 1935 году приказали всем детям устроить «ёлку». Потом, значительно позже, на экраны вышел любимый фильм про Женю Лукашина, и … миллионы советских людей в едином порыве праздновали Новый год.
А еще с 1 по 10 января в подъездах жутко свинячат, люди сходят с ума от безделья, и прочее, прочее, прочее. Вот только Новый год здесь совершенно ни при чем.
Представим себе на секунду, что страна перешла на юлианский календарь (или Церковь на новый стиль), Рождество открывает череду праздников, за ним следует Новый год, и длинные каникулы все равно остаются, если депутаты и чиновники их не отменят.
Это означает, что некоторые наши соотечественники и братья по вере теперь будут спокойно творить безобразия в честь Рождества Христова. Вы только представьте. Вы идете на ночную службу или возвращаетесь после литургии, а вокруг крики, петарды, пустые бутылки. Типичный новогодний пейзаж, который снится некоторым людям в ночных кошмарах.
Представили? А теперь учтите, за все это ответственность несет Церковь. Еще в 20-е годы прошлого столетия атеисты говорили, что Рождество – это лишь повод напиться пьяным, порубить в лесу ёлки и устроить какие-нибудь аморальные вещи. Атеисты, конечно, ошибаются, но для большинства людей слово «праздник» означает застолье и шум, а совсем не поход в храм.
Точка.
В этот момент мы, православные, подходим к человеку и говорим: «Знаешь, дорогой, плохо, что ты и твои родители, и твои дети отмечают этот ужасный Новый год – повода никакого нет. Это все большевики придумали, когда наше Рождество испоганили, а ты – их наследник. Идет пост. Положи-ка ты себе тарелочку капусты, выпей чайку и давай с нами 1 января в храм на литургию».
Мне кажется, что такая проповедь будет не слишком успешной и лишь оттолкнет людей от Церкви. Гораздо умнее было бы сказать: «Дорогие друзья. Мы, православные, тоже очень любим ёлку, Новый год и подарки. Да у нас идет пост, и мы готовимся встретить Рождество Христово, но это не мешает нам поблагодарить Бога за прожитый год, за то, что Он даровал нам возможность встретить наступающий год. Мы желаем своим близким здоровья, счастья и успехов».
После этого желающие могут посидеть за столом с родственниками, пойти погулять, посмотреть кино, почитать книжку, отправиться в спортзал, в храм. Главное помнить о том, что Церковь – не казарма. Если человек сохраняет человеческий облик, если не объедается и не опивается, то он может сам решить, праздновать ему Новый год или нет. Точно также и люди нецерковные имеют полное право решать, нужно ли им праздновать Рождество вместе с нами.
И, кстати, открою страшную тайну. Календарь не может помешать нарушить пост тем, кто этого желает. Пьяницы прекрасно напиваются и на Новый год, и на Рождество. Другие грехи точно также можно творить в любой день года, а вот борьба с самой традицией праздновать Новый год бессмысленна и очень напоминает православный большевизм.
Пусть люди сами находят себе поводы для радости. Задача христиан – научить их праздновать достойно. Лучше всего – собственным примером, хотя это и тяжело.