Александр ГУБАРЕВ (10 класс), г. Иркутск
Эвтаназия, пожалуй, самая обсуждаемая тема XX-ХХI века. Сколько слухов, противоречий и споров скрещиваются в слове из 9 букв. Каждый день в мире кто-то просит о помощи, о помощи которая отправляет человека в долгий путь и из которого, к сожалению, уже не вернешься. Мне 16, и на уроке права мы затронули эту ужасную тему. Сегодня я попытаюсь порассуждать на этим сложным вопросом, взглянуть на него со стороны религии, в частности, Православия.
Сейчас почти не осталось тех, кто не слышал бы об эвтаназии. Для тех, кто не помнит или не знает, что это такое — дам краткое определение этого явления. Эвтаназия — это убийство во благо. Ничего не поняли? Но как можно прервать жизнь живого человека, сделав, тем самым, доброе дело? Подробнее этом вопросе нам помогает разобраться замечательный интернет-ресурс «Wikipedia», который предоставляет такое определение: «Эвтаназия — это практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания».
Третий «выход»
Как известно христианам, Бог посылает нам испытания, через которые мы можем пройти, т.е. это в наших силах. Но когда у тебя IV стадия рака и ты каждый день проходишь все круги ада, и так на протяжении уже многих месяцев, то тебе остается только молиться Богу, который может помочь… Ну, или страдать до конца своих дней. Но с XX века есть и третий «выход» — убить себя.
Нет, не собственными руками, а руками тех, кто когда-то давал клятву Гиппократа и носит белый халат. На данный момент эта «услуга» легализована в ряде стран: Албания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а также некоторые штаты США.
Не так давно в Нидерландах произошел показательный случай, когда священника отстранили от церковной деятельности, потому что он отказался отпевать человека, который ушел из жизни, прибегнув к эвтаназии. Это что касается стран Европы и Нового Света. В России же любая эвтаназия, а она делится на два вида (пассивная и активная) — запрещена. И если совершишь подобное в нашей стране — тебя будут судить по 105 статье УК РФ за умышленное убийство.
Православная Церковь считает и совершение и просьбу об эвтаназии — смертным грехом. То есть или ты убил человека, или совершил суицид с помощью чужих рук по своей же инициативе. Суицид и убийство — это грехи, потому что только Бог может давать право на жизнь, и только Он может её забирать.
Лично я не думаю, что когда-либо в России будет принят закон о легализации любого вида эвтаназии. Причин тому несколько…
1. Моральная
Сегодня человек может попросить себе эвтаназию, а завтра тоже самое попросят для него его родственники, которые хотят побыстрее заполучить наследство.
2. Юридическая
В середине 90-х годов прошлого века в тюрьме оказался Джек Кеворкян, получивший прозвище «доктор смерть». Ускорение смерти для тяжко страдающих людей он сделал своим бизнесом. Его одолела юридическая проблема, которая состоит в необходимости выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии, если, конечно, данный акт будет разрешен законодательством.
3. Социально-психологическая
Страдания сами по себе у многих вызывают сочувствие. Но эта жалость сама по себе является двусмысленной: конечно, часто сама боль является невыносимой, но нередко она бывает еще более невыносимой для тех, кто находится рядом с больным. «Избавляя» больного от боли, они часто избавляют от страданий самих себя.
4. Медицинская
В США при проведении опроса оказалось, что более половины американцев, в том числе и врачей, за эвтаназию — умерщвление врачом пациента, находящегося в последней стадии смертельного заболевания, причиняющего мучительные боли. Но сейчас мы говорим о России, и если разрешить врачам помогать больным в добровольном уходе из жизни, то возникает угроза злоупотребления врачебными полномочиями.
Также вполне возможны — ошибка в диагнозе, неожиданное выздоровление пациента, да и никто не может поручиться за абсолютную честность и бескорыстность врача — это те же люди, со всеми свойственными им недостатками и пороками.
Голос противников эвтаназии
В настоящее время в России все чаще возникают дискуссии о морально-этической стороне эвтаназии. Большинство врачей отвергают эту практику, приводя такой убедительный довод: сегодня нет методов для лечения какого-то заболевания, а завтра они могут появиться, в этом смысле неоценимым может оказаться продление жизни больного даже на один день.
«Жизнь каждого человека уникальна, и никто не вправе распоряжаться ею, даже если в минуту слабости больной сам попросит об этом», — считает заместитель директора Института онкологии им. Герцена Василий Иванович Борисов.
Другой противник эвтаназии — замечательный врач, академик Андрей Воробьев считает, что не в силах медиков поставить окончательный диагноз: он определяется свыше. Всегда есть надежда на чудо, и врач не вправе убивать эту надежду.
Выбор с расплатой
Очень хочется надеяться, что государственная власть, которая не особо считается с церковными запретами, прислушается хотя бы к этим доводам разума. И нам не придется стоять перед нравственным и религиозным выбором. С одной стороны — это грех, и даже формулировка «смерть во благо» не оградит тебя от Суда Божьего. С другой — это эффективный и безболезненный способ уйти из жизни. Который, тем не менее, не избавит от расплаты… перед лицом собственной совести и перед Богом.