Летом этого года состоится Всеправославный собор – событие, подобного которому не бывало более тысячи лет. В православном мире активно обсуждаются документы, которые должны лечь в основу решений Собора, и многие из них вызывают споры.
В частности, это относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Претензии многих православных к этому тексту самым прямым и недвусмысленным образом сформулировал митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь): «Почему в тексте присутствует множество упоминаний "Церквей" и "конфессий"?.. Мы исповедуем единую Церковь, а все остальное – это ереси и расколы. Называть "Церковью" еретические или раскольнические сообщества абсолютно неверно и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна Церковь Христова… Единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – возвращение еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой является наша Православная Церковь».
О том же пишет в своем блоге протоиерей Всеволод Чаплин: «Некоторые спрашивают: означают ли объятия и выражение "две Церкви" то, что православные должны признать католическую церковь истинной? И тут с особой остротой возникает один из центральных для современной религиозной мысли вопрос: могут ли быть одновременно истинными две Церкви или целая куча религиозных общин? Одинаково ли правильны два учения о Боге, если они расходятся – пусть даже в малом?
Оставим для внутрицерковного обсуждения вопрос о расхождениях православных и католиков – а такие расхождения есть не только в сфере давних споров об исхождении Святого Духа, но и в сфере духовной и молитвенной практики...
В информационный век востребовано короткое, ясное, недвусмысленное послание. Вопреки разговорам о торжестве толерантности и релятивизма, популярностью все больше пользуется четко выраженная претензия на истину. Политкорректные слова, основанные на боязни кого-либо обидеть, "не цепляют". Вот почему будущее – все-таки за документами не компромиссными, но предельно прямыми и миссионерскими».
«Как бы вы прокомментировали эти высказывания? Согласны ли вы с формулой: «Никаких инославных нет, есть еретики и раскольники»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к протоиерею Александру Пелину, настоятелю собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, заместителю председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директору Центра этнорелигиозных исследований, председателю отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.
Известный пастырь считает, что «надо договориться о терминологии». «Есть некая путаница, - уточнил он. - Русский язык, используя язык современной социологии, антропологии, религиоведения, в той или иной степени вынужден оперировать новыми понятиями и реалиями, которые выработаны в течение последних столетий. В силу этого возникает путаница между понятиями о Единой Церкви как о всеобъемлющей Церкви, состоящей из церковных общин, которые разнесены по всей ойкумене. Мы же тоже именуемся Русская Православная Церковь, есть Кипрская Церковь и другие. Это не значит, что истина только в Русской или Греческой Церкви. Так что нужно понимать соотношение "технического" именования Церкви с вероучительными истинами и документами».
«Думаю, - продолжил он, - большие споры завершились много столетий назад, а сейчас любые совещания епископов, как бы они ни назывались – Всеправославный собор или иначе, - не могут принять решений, которые бы нарушили или исказили догматические определения. Эти соборы лишь определяют некоторую современную повестку дня, сказанную больше современным, а не богословским языком. Так что к этому надо относиться, как, например, к международной конференции, где вырабатывают некую повестку дня и общие взгляды, не более».
«Каждая поместная Церковь останется при своем, никто не может нарушить ее каноны и догматику, - заверил отец Александр. - Очевидно, что исторически Церкви, имеющие апостольскую преемственность, правила рукоположения и прочее, имеют серьезные основания совместного разговора. А с другой стороны, Собор собирает не все христианские церкви, а именно православные. То есть представители инославия – католики, лютеране и другие, - если и будут присутствовать на Соборе, то только в качестве гостей».
«Так что от вынесенных решений и принятых документов в любом случае не будет всерьез зависеть будущее Церкви, - уверен он. - Мне кажется, та истерика, которая сейчас началась у ряда православных, совершенно беспочвенна. В свое время считали, что только на латинском, греческом и еврейском языке можно передать истинный смысл Священного Писания, поэтому скептически относились к переводу Кирилла и Мефодия. А сейчас трудно представить, чтобы в Русской Православной Церкви читали за богослужением Евангелие по-гречески. Надо просто открыть правде глаза, ничего не бояться и верить, что Дух Святой всегда будет с нами до кончины времен. Аминь».