Митрополит Лимассольский Афанасий обратился с посланием к Священному Синоду Кипрской Православной Церкви, в котором заявил о серьезных пробелах в богословских и канонических вопросах в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» грядущего Всеправославного Собора, сообщает Православие.Ruсо ссылкой на Romfea.
«В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, — это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», — говорится в послании.
В своем обращении владыка напоминает, что «нет церквей и конфессий, есть лишь те, кто отошли от Церкви, и их нужно называть еретиками и раскольниками». В то же время в проекте документа Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» это не нашло никакого отражения.
«Абсолютно согласен с первыми тремя пунктами текста. Однако к пункту № 4 я делаю следующее замечание: я верю, что «Православная Церковь, непрестанно молясь «о соединении всех», имеет в виду возвращение и наше единство со всеми теми, кто отсек себя и удалился от нее, — еретиков и раскольников, которые уходят из нее и возвращаются через покаяние», — отметил митрополит Афанасий.
Далее он продолжает: «Православная Церковь Христова никогда не разрушала «соединение веры и причастие Святого Духа» и не принимает теорию восстановления единства «верующих во Христа», так как верит, что единство верующих во Христа уже существует в единстве всех крещенных ее чад между собой и со Христом в нашей истинной вере, которой нет у еретиков и раскольников. И поэтому Церковь молится о покаянии и возвращении их в Православие».
«Я верю, что фраза, упоминаемая в пункте 5 о «восстановлении единства христиан», является ошибкой, потому как Церковь, как народ Божий, соединенный между собой и Главой Церкви, Который есть Христос, никогда не теряла единства с Ним, и, следовательно, не имеет нужды вновь обретать или даже искать это единство, потому что оно всегда было, есть и будет, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала или не прекратит своего существования», — пишет владыка.
В то же время, добавляет митрополит Афанасий, что «если так случилось, что группы, или народы или отдельные лица удалялись от Тела Церковного, то Церковь молится и должна стараться миссионерским путем вернуть всех через покаяние в свое лоно, то есть в лоно Православной Церкви. Другими словами, не существует других Церквей, но существуют лишь ереси и расколы, если мы хотим быть точными в терминах».
В другом месте митрополит Афанасий пишет: «Я задаюсь вопросом: почему в тексте присутствует множество упоминаний «церквей» и «конфессий»? Какие различия имеют в виду авторы текста, называя одних церквями, других конфессиями? Что, какая-то ересь является церковью, а какая-то еретическая группа является конфессией?
Обращаясь к архиепископу Кипра и членам священного Синода, митрополит Лимассольский отмечает: «В современных церковных текстах подобного рода не позволительно излагать резкие или оскорбительные выражения. Однако, полагаю, что истина должна быть сформулирована четко и ясно, и, конечно, с пастырской деликатностью. Мы обязаны быть абсолютно искренними с нашими братьями, которые находятся в ересях и расколах, с любовью и болью молиться за них и делать все возможное для их возвращения в Церковь Христову».
Русская линия