Мы должны понять, что ситуация, в которой мы оказались, в некотором смысле уникальна: мы живем в эпоху легкодоступной информации, и это дает нам огромные возможности. Мы можем по своему желанию мгновенно получить доступ к любому нужному нам тексту на любом языке, поговорить с любым человеком, в какой бы стране он ни жил, узнать мнение сотен и тысяч людей по любому поводу, мгновенно получить ответ на любой вопрос. Для сравнения: в эпоху Вселенских Соборов, чтобы обсудить какой-нибудь богословский вопрос, нужно было собираться в одном месте, преодолевая огромные расстояния, или же переписываться в течение нескольких лет. Ты отправил письмо, через год получил ответ, еще через год твой ответ дошел до адресата. А сейчас любой вопрос можно обсудить в режиме реального времени.
Но доступность информации — это еще и колоссальный вызов! Те сложности, с которыми мы сталкиваемся, не могли себе представить даже фантасты середины XX века. Мы еще не научились их преодолевать, даже не умеем вовремя их распознать. Нам кажется, что усталость, угнетенное состояние, потеря душевного равновесия, которые возникают после прочтения ленты новостей или просмотра очередного новостного выпуска, — это безобидные мелочи. А между тем эти мелочи отнюдь не безобидны.
Одна из серьезнейших проблем информационной эры — это катастрофически упавшее доверие к источникам информации. Информационное поле сегодня перенасыщено. Мы даже не захлебываемся в информационном потоке, а вязнем в информационном болоте. Каждую кочку, на которую мы собираемся наступить, нужно прощупывать, каждый факт — проверять на достоверность, каждое суждение мысленно «тестировать» на соответствие здравому смыслу. Это не так просто осуществить на практике.
Не нужно сбрасывать со счетов и то, что «информационный бум» создают в том числе и профессионалы. Скажем прямо — это профессионалы в области дезинформации.
Информационное поле сегодня забито продуктами PR-технологий. Прикасаясь к источнику информации, мы автоматически «открываем» свое сознание для влияния многих манипуляторов, которые пытаются «растянуть» его во все стороны. Травматичной информации очень много. Здесь можно вспомнить и информационные кампании против Церкви, и освещение политических процессов в Сирии и на Украине, и многое другое.
Тот, кто воспринимает информацию некритично, рискует получить психологическую травму. А как же научиться воспринимать ее критично?
Я для себя выработал два критерия, которые помогают мне не обмануться: светский и духовный.
Во-первых, доверять мы можем тем источникам информации, которые не наносят нам духовного вреда. Погружаясь в поток негативной информации, мы не только получаем искаженное представление о действительности, но и зачастую вовлекаемся в яростную борьбу, напрочь утрачивая такую христианскую добродетель, как трезвение. Может быть, идея наша сама по себе хороша, и борьба наша за справедливость правильная, вот только, отдавая свое сердце этой правильной идее, мы попадаем в плен к собственным страстям. А если человеком руководят страсти, то ни к чему хорошему это привести не может.
Нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев новостные порталы апеллируют именно к нашим страстям и через страсти управляют нашим сознанием. Человеком, который не привык контролировать свои желания и свою волю, кто склонен отпускать свои мысли на «вольное плавание», кто легко предается гневу, раздражению, зависти и не имеет опыта противостояния этим порокам, управлять довольно легко. Человеком, трезво относящимся к себе, свободным от гордости и самомнения, привыкшим отслеживать и с Божией помощью останавливать недолжные движения своей души, управлять значительно сложнее.
Чтобы вовремя понять, что поток новостей тебя «тащит» куда-то не туда, нужно внимательно следить за своими помыслами. Даже чтение развлекательных новостей может нас немного расхолодить: нам уже и молиться труднее, и в храм идти не хочется. А представьте себе, что с нами будет после ночи, проведенной за чтением статей по какой-нибудь острой проблематике, а потом еще и яростных споров с оппонентами. Понятно, что от нас уйдут и желание молиться, и желание ходить в храм, и желание помогать ближнему. Можно, конечно, посоветовать вообще забыть, что такое Интернет, и вовсе не смотреть телевизор, а читать только «Добротолюбие». Но очень маловероятно, что кто-либо из наших современников этим советом воспользуется.
Помните, преподобный Серафим сравнивает христианина с купцом, который вкладывает деньги в то, что приносит ему наибольший духовный «доход»? Если большую пользу приносит тебе пост — нужно больше поститься, если молитва — больше молиться, если милостыня — подавать милостыню.
Мне кажется, эту же логику, только, если так можно сказать, с обратным знаком можно использовать и в том случае, если мы хотим защитить свою душу от негативного влияния информационного пространства. Нужно понять, какие новостные темы, сайты, блоги, форумы приносят тебе наибольший духовный вред. Вот эти-то информационные ресурсы и нужно отсечь, вычеркнуть из своей жизни, не потому что они плохи сами по себе, а потому что их тематика опасна лично для нас.
И второй критерий — светский. Те из нас, кто еще был воспитан в советское время, помнят такой прием, как чтение между строк. Правды в СМИ тогда было, мягко говоря, немного. Но любой советский гражданин, открыв газету «Правда» и прочитав передовицу, мог примерно понять, что же происходит на самом деле и о чем на самом деле побоялся сказать автор, писавший эту статью. Мне кажется, этот прием может помочь нам и сегодня. Читая тот или иной материал, я пытаюсь не цепляться сердцем за текст как таковой, а рассуждать, принимая во внимание не только то, что автор сказал, но и для какой аудитории он это сказал, что он хотел сказать, чего он не хотел сказать, кому это выгодно, для чего это написано, сказано, сделано и т. д.
Чтение между строк — это важный навык, который может помочь нам сохранить душевное равновесие. Впрочем, не стоит чрезмерно увлекаться расшифровкой неких скрытых смыслов.
Я всегда стараюсь следовать древнеримскому правилу, которое гласит: выслушай и другую сторону («audiatur et altera pars»). Этих сторон в каждом конкретном случае может быть не одна, а больше. Нужно пытаться понять разные точки зрения, даже те, которые нам неприятны. Нельзя сбрасывать со счетов даже те материалы, которые нам могут показаться откровенно пропагандистскими, потому что если их читать в трезвом состоянии ума, то и они могут помочь понять противоположную точку зрения. В них тоже могут быть рациональные аргументы.
Нужно понимать, что все, что пишут в СМИ, будь они «наши» или «не наши» — это в той или иной мере пропаганда. Ни один из источников информации я не рассматриваю как «рупор правды», которому нужно доверять безоговорочно. К тому же мнения и оценки постоянно меняются. Сегодня по телевизору нам говорят одно, а завтра — другое. И колебаться вместе с «официальной линией» той или иной партии или общественного движения — занятие, недостойное христианина.
Но я стараюсь не впадать и в противоположную крайность, которая заключается в том, чтобы всех подозревать во лжи и никому не доверять. Это тоже не по-христиански. У меня есть такие люди, мнению которых я доверяю, помня при этом, что непогрешимых людей нет.
И конечно, православный христианин не должен забывать, что все это — земное и ни к чему не следует прилепляться сердцем.
Фото из открытых интернет-источников
Журнал «Православие и современность» № 38 (54)