Соприкосновение с реальной жизнью
С самого раннего детства дети привыкают к гаджетам, и это, конечно, содействует их скорейшему развитию. Но есть проблема: они погружаются в виртуальную реальность. Мы должны вносить в программу наших воскресных школ то, что вводило бы ребенка в соприкосновение с реальной жизнью, — вот почему мне кажется очень важным развивать деятельность по приобщению детей к труду.
Практическая литургическая деятельность
Обратите внимание, с каким с удовольствием дети принимают участие в богослужениях. Одно дело, когда ребенок всю службу стоит и просто созерцает, и другое — когда он в алтаре, на клиросе, у подсвечника, за требным столом, как-то помогает. Мы должны очень хорошо продумать возможность вовлечения детей в практическую литургическую деятельность.
Из слова на заседании Высшего Церковного Совета
31 октября 2016 года
Слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей
Вместе с тем следует помнить и о том, что слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов, без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста, нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия.
Глубокий кризис идентичности
Второй важный момент, который необходимо учитывать, — это ощущение глубокого кризиса идентичности, охватившего западное общество. В основе этого кризиса лежит противоречие духовного порядка: с одной стороны, в обществе действуют глобалистские тенденции, активно пропагандируются идеи нарочитой секулярности и утилитаризма, а с другой стороны, — всё это наталкивается на сопротивление национальных культурных традиций, имеющих христианскую историю и христианские духовные корни.
Расчеловечивание мира
Мы полагаем, что сегодня не может сниматься с повестки дня проблема бесчеловечного отношения к нерожденным детям, влекущего за собой массовые аборты, разрушение института семьи, эрозию базисных нравственных ценностей, агрессивное наступление на традиционные религиозные культуры, что, в частности, выражается в проведении политики масштабной и целенаправленной дехристианизации.
Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира. Не случайно футурологи все чаще поднимают тему постчеловека, а трансгуманизм — учение о скором преодолении человеческой природы и появлении нового класса разумных существ — становится все более популярным.
Вторжение сферу религиозных чувств
Необходимо признать, что вторжение в табуированные прежде деликатные сферы, в том числе в сферу религиозных чувств, осложняет взаимопонимание части европейских и американских элит не только с Россией, но и с другими мировыми культурами, основанными на традиционной религиозной этике, — в первую очередь, конечно, с мусульманским миром. Массированное информационное вторжение во многом подогревает и провоцирует рост исламского радикализма, который оправдывает свои действия агрессивной секулярной политикой и духовной беспринципностью враждебного (в их представлении) западного общества.
Из доклада на открытии XХ Всемирного
русского народного собора, 1 ноября 2016 года
Развитие русского языка и культуры необходимо для нашей идентичности
Язык является не только средством коммуникации, но и способом передачи традиции, фактором, формирующим духовную культуру. Поэтому значение русского языка является также решающим для формирования и сохранения Русского мира. Развитие русского языка и культуры необходимо для сохранения нашей идентичности, что особенно актуально в условиях современной глобализации.
Из доклада на X Ассамблее Русского мира,
3 ноября 2016 г.
Квазирелигия современности
Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, — это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.
Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.
Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.
Потеря духовной идентичности — это приговор любой стране
Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности — это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.
Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен — и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.
Самая страшная беда современности – нехватка любви
Христианин — это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности — это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.
Стяжание истины навсегда
Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, — это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.
Владимир в народном сознании был Красным Солнышком — так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда — для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, — тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.
Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, — не только каждого из нас, но и всего мира.
Памятник князю Владимиру — это символ единства
Памятник князю Владимиру — это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец.
Из слова на открытии памятника
святому равноапостольному великому князю Владимиру