Как сообщалось, на заседании Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, состоявшемся 31 октября в Астрахани, Владимир Путин поддержал идею разработать закон о российской нации.
«Как Вы относитесь к этой идее? Что должен представлять собой такой закон?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «этот закон должен был быть готов еще позавчера. Мы восполняем то, чего нам не хватало последние 30 лет, а то и все 70. Закон о национальной самоидентификации и о формировании общественного мнения в отношении национальной политики внутри страны совершенно необходим».
«Я смотрел заседание правительства в Астрахани. И что интересно: там полно было чиновников, но не было ни одного священника или муфтия, хотя вопрос касается этноконфессиональных отношений», - отметил он.
«В свое время даже очень много ныне ругаемый Сталин этот вопрос решил блестяще, как ни странно это прозвучит из моих уст. И результатом этого правильного решения стало единение народа и победа в Великой Отечественной войне. А после победы 1945 года пошел процесс сокращения репрессий в отношении священников Русской Православной Церкви. С тех пор и до нынешнего времени чиновники нашего госаппарата пытаются решать национальный вопрос, косвенно привлекая представителей ведущих конфессий, почему это не было сделано сейчас – непонятно. Даже символическое их присутствие будет иметь громадное значение. А конструктивное участие обязательно приведет к решению в созидательном русле, потому что у нас сейчас настало время единения российской нации, и это самая главная внутренняя проблема страны, важнее даже, чем экономическая», - убежден отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что этот «вопрос крайне непростой, и он назрел давно. Потому что с одной стороны очевидна депопуляция русского народа, который является государствообразующим и не имеет соответствующего конституционно обоснованного статуса внутри государства. А с другой стороны - не одно столетие в состав России входит огромное количество национальностей».
«Понятие "нация" вообще возникло лишь в конце XIX века, а в ХХ веке, как известно, этим понятием очень злоупотребляли нацисты, - напомнил он. - И оно не то чтобы скомпрометировано, но его можно использовать только в имперском строе, и о нации вне имперского строя говорить бессмысленно. Путин правильно ставит вопрос, но он нуждается в серьезной проработке, осмыслении и законотворчестве, чтобы четко определять понятие».
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, признался, что не очень понимает, «что такое российская нация. Кто к ней будет относиться? У меня ассоциации с проектом советской эпохи, но тогда было 15 союзных республик, и все понимали, что есть белорусы, украинцы, казахи. Это уникальный опыт, но как таковой нации создано не было. А что получится сейчас? Русский, чеченец, ингуш будут одной нации? Это как-то странно».
«Вероятно, - предположил он, - это попытка создать подобие "плавильного котла", всех объединить. Но если это делать топорно, ничего хорошего не выйдет. Подобные глобальные проекты останутся только на бумаге, никто серьезно воспринимать их будет».
«Мы не должны заниматься попытками создать общую нацию экспериментальным путем, - уверен пастырь. - С этой идеей могут не согласиться представители национальных меньшинств, которые гордятся своей принадлежностью к тому или иному этносу. Пусть это называется как угодно, но не нация. Мне кажется, национальная самоидентификация должна проходить естественным путем. Если человек считает себя русским, значит, он русский, якутом – стало быть, якут. Попытка расчесать под одну гребенку разноцветье и разнообразие этносов, на мой взгляд, успехом не увенчается».
«Объединительную работу нужно начинать не с создания нации, а с формирования общенародной идеи, которая нас всех объединит, - предложил отец Святослав. - В советское время таковой были коммунистические идеалы. Что мы можем предложить сегодня? Для меня это заповеди Божьи, - но у нас есть мусульмане, буддисты. Всем угодить невозможно, однако идеологическую дыру нужно чем-то заполнить. Проект "Жить" Матвиенко очень хорош. Но в его основе лежит идея "Мы против войны". Она краткосрочная. Для общенародной идеи нужно выбирать более долгосрочную концепцию».
«На мой взгляд, хотя наше общество полинациональное и поликонфессиональное, культурообразующим моментом послужило именно православное христианство. Я не тяну одеяло на себя, но думаю, национальную идею нужно поискать в прошлом. Быстро такие вещи не решаются», - заключил пастырь.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, признался: «Я, к сожалению, не знаю подробностей предлагаемого закона. Какой-то закон, к которому можно апеллировать в случае проблем, дискриминации, наверное, необходим. Да, наша страна многонациональная, и какой-то закон, который бы координировал, объединял все остальные законы, подзаконные акты, касающихся межнациональных отношений, наверное, необходим. Единственное, что меня сразу насторожило - название "российская нация". Я не очень хорошо понимаю, понимаю, что это такое. Если имеются в виду все национальности, которые живут в России, то это российские люди, гражданское общество - в правовом смысле. Если говорить о культурно-историческом статусе, тут мы видим многообразие национальных культур, исторических процессов. Причем единство только в том, что все национальности попали в Россию тем или иным путем – добровольного присоединения, в результате военных конфликтов... Так или иначе, они вошли сначала в Российскую империю, затем в Советский союз, и наконец стали частью России».
«Но всегда, когда заходит речь о многообразии культур, возникает вопрос об их взаимодействии, взаимообогащении, диалоге, а иногда и о некоторых столкновениях. Мне кажется, было бы ошибкой, если бы этот закон причесывал всех под одну гребенку», - считает он.
Священник вспомнил Конституцию Советского союза, «где говорилось, что создана новая историческая общность - "советский народ". Это была политическая декларация - наверное, чтобы как-то сгладить плохое впечатление, вызванное декларациями Никиты Хрущева о построении коммунизма ну и тому подобными идеологическими советскими инициативами».
«Другая проблема связана с тем, что иногда называют духовностью. Если рассматривать общность людей как некую духовную общность, возникает много проблем, связанных с религиозным сознанием, религиозным вектором. Слава Богу, что большинство у нас относится к монотеистам – либо к православным, либо к мусульманам, - и Межконфессиональный совет России показал, что на уровне взаимных инициатив, которые поддерживают разные конфессии, такое взаимодействие возможно. Однако говорить об общности духовной в отношении разных конфессий неправильно», - убежден отец Димитрий.
«Гуманизм, который сформировался под влиянием, с одной стороны христианского просвещения, с другой - общественно-социальных процессов, хорошо выражен в русской литературе. Школьный курс русской литературы - наше замечательное наследие, главный воспитатель современного школьника. И хотя многие не любят слово "гуманизм", думаю, все-таки словосочетание "гуманистическая культура" вполне уместно (если понимать под этим не потворство человеческим грехам и слабостям, а то, что человек – высшее творение Божье). Вот в этом смысле можно говорить о духовности, но не в религиозном, а в светско-этическом понимании. Но, конечно, о духовности в церковном понимании речи идти не поможет. Тут, скорее, нужно, чтобы мы любили друг друга, соседствовали друг с другом и устраняли возникающие противоречия в духе любви и взаимопонимания. Вот если закон будет направлен именно на это, слава Богу», - заключил пастырь.